Крымский зэк-пожизненник Лугин пытался покончить с собой, чтобы избежать этапа в Россию
Член керченской банды Лаптева, бывший депутат горсовета Андрей Лугин, в 2010 году осужденный к пожизненному сроку, в среду вскрыл вены в симферопольском СИЗО-1, когда фсиновцы попытались забрать его на этап в российскую колонию. Об этом сообщают "Крым.Реалии" со ссылкой на Ирину Лугину, жену заключенного.
Позже она рассказала, что Лугин также перерезал себе горло.
Пострадавшего доставили в больницу. После операции, которая заняла почти два часа, его поместили в реанимацию. "Его состояние крайне тяжелое, и угроза его жизни существует, - сообщила собеседница издания. - Пока он сам не дышит, и он находится без сознания".
Адвокат осужденного Валерий Мангупли, в свою очередь, сообщил, что Лугин останется в аннексированном Крыму еще как минимум две недели. "Другого этапа просто не будет", - пояснил юрист.
Между тем Крымская правозащитная группа передает, что Юрия Михайлова - другого члена банды Лаптева, осужденного к пожизненному заключению вместе с Лугиным, - в среду забрали на этап в колонию "Вологодский пятак" - ИК-5 особого режима на острове Огненный в Вологодской области.
23 апреля стало известно, что с понедельника 45-летний Лугин объявляет сухую голодовку в знак протеста против этапирования в Россию. В Сети появилось обращение осужденного, адресованное президенту Украины Петру Порошенко, главам МИДа и Минюста Павлу Климкину и Павлу Петренко, омбудсмену Валерии Лутковской, а также посольству Украины в Москве и международным правозащитным организациям. Лугин сообщил, что ему навязывают российское гражданство и игнорируют заявленное им требование перевода на континентальную Украину.
Кроме того, в документе был приведен текст заявления о голодовке, направленный зэком через спецчасть СИЗО на имя Владимира Путина, а также российских прокурора Крыма, начальника главка ФСИН и регионального омбудсмена.
"Прошу вас не оставить без помощи своего гражданина, который, несмотря на приговор, остается верен своему государству - в отличие от предателей судей, осудивших меня!" - заключил свое обращение осужденный.
Во вторник Крымская правозащитная группа передавала, что Михайлов одновременно с Лугиным объявил сухую голодовку в знак протеста против этапирования в Россию. Отмечалось, что он также не принимал российского гражданства и добивается перевода на континентальную Украину.
В мае 2016 года Лугина, который содержался в симферопольском СИЗО уже 11 лет, перевели на участок для пожизненно осужденных ИК-1 особого режима в поселке Сосновке Зубово-Полянского района Мордовии. Там он провел девять месяцев, после чего был возвращен в Крым. Теперь его снова должны были забрать в Сосновку.
В сентябре, когда Лугин еще находился в Мордовии, адвокат Роман Мартыновский, эксперт Регионального центра прав человека и Украинской Хельсинкской группы, сообщил, что у заключенного серьезные проблемы со здоровьем - он инвалид II группы. Как рассказывала жена осужденного, Лугин болен рассеянным склерозом, из-за чего слепнет на один глаз. Кроме того, он страдает тромбофлебитом и перенес микроинфаркт. Однако медицинская помощь ему в колонии не оказывалась.
"Четыре месяца мы не можем ничего добиться, чтобы ему оказали хоть какую-то помощь. Медицинские препараты, которые мы высылаем, ему не выдают, - рассказывала Лугина в сентябре. - Он обращался к уполномоченной по правам человека России Москальковой, уполномоченной по правам человека Украины Лутковской, Минюст и посольство Украины, но пока никаких ответов нет".
Михайлов, рассказала его жена Оксана Михайлова, находится в заключении 12 лет. В июле прошлого года его увезли в "Вологодский пятак", однако в январе нынешнего вернули в Симферополь. "Он больной, кровью кашляет", - заметила правозащитникам жена осужденного.
Причины, по каким Лугина и Михайлова зимой привезли обратно в Крым, в публикациях СМИ и правозащитников не уточняются.
17 марта Россия передала Украине 12 заключенных, содержавшихся в колониях аннексированного Крыма. Лутковская добивалась перевода украинских граждан на континент почти два года, однако в Москве решение вопроса под разными предлогами откладывали; список же осужденных, подлежащих переводу, несколько раз сокращался.
Как сообщал в прошлом году адвокат Мартыновский, из крымских колоний в Россию перемещено, по неподтвержденным данным, около 7 тысяч заключенных, достоверно же известно о переводе 2200 человек. В ряде случаев причиной перевода становился отказ осужденных принимать российское гражданство, отмечал правозащитник.
8 сентября 2016 года в адыгейской ИК-1 строгого режима умер больной туберкулезом и гепатитом гражданин Украины Валерий Керимов, которого перевели из Крыма. Причиной стало неоказание медицинской помощи. Керимов был задержан уже после аннексии полуострова. За 21 месяц, проведенный сначала в симферопольском СИЗО, а затем в колонии, он неоднократно обращался ко фсиновцам с просьбой о лечении, но эти просьбы неизменно игнорировались.