Лидера гражданского корпуса "Азов-Крым" отпустили на свободу
Главу гражданского корпуса "Азов-Крым" Станислава Краснова, которого СБУ подозревает в сотрудничестве с российскими спецслужбами, отпустили после медицинского обследования. Об этом сообщает "Украинская правда" со ссылкой на твиттер полка "Азов".
В сообщении уточняется, что Краснова отпустили, поскольку по истечении трех суток ему не было предъявлено обвинений. Судебное заседание по делу отложено на 2 марта.
Издание отмечает, что Краснова из зала суда забрала машина "скорой помощи". По данным издания, после осмотра в суде врачи предположили, что у него черепно-мозговая травма. Ранее лидер ГК "Азов-Крым" заявлял о пытках со стороны правоохранителей.
Между тем подруге Краснова Оксане Шелест, задержанной вместе с ним в ночь на воскресенье, назначили домашний арест с 22 до 6 часов на срок до 15 апреля.
Ранее стало известно, что Краснову вменяют сотрудничество с ФСБ. По словам начальника аппарата главы СБУ Александра Ткачука, Краснов якобы начал работать с российской спецслужбой еще в 2014 году. Одним из заданий ФСБ, к выполнению которого готовился Краснов, чиновник назвал убийство в Херсонской области одного из активистов гражданской блокады Крыма. На кого именно готовилось покушение, силовик не уточнил, заметив лишь, что "российские спецслужбы планировали использовать эту ситуацию для дестабилизации обстановки в регионе".
В твиттере СБУ заявляется, что Краснов готовил на Херсонщине и другие теракты. Их задачей якобы было "спровоцировать атаку россиян".
Еще одним преступлением Краснова, продолжил Ткачук, стала передача ФСБ списка военных полка "Азов". В марте - апреле 2015-го имена примерно 600 азовцев появились на одном из сайтов боевиков Донбасса.
Наличие в аннексированном Крыму уголовных дел против лидера "Азова-Крыма" силовик объяснил "созданием соответствующего имиджа".
При этом, подчеркнул чиновник СБУ, командованию "Азова" о преступных планах Краснова известно не было.
Несмотря на все сказанное, инкриминирована Краснову лишь часть 1 статьи 263 УК Украины (незаконный оборот взрывчатки), предусматривающая от трех до семи лет колонии. По словам Ткачука, лидера "Азова-Крыма" задержали, когда он вместе со своей подругой Оксаной Шелест закладывал в тайник гранаты и взрывчатку общей мощностью 42 килограмма в тротиловом эквиваленте. Их, заявил чиновник СБУ, Краснов и Шелест перевезли из другого тайника, также на Киевщине, "который для него обустроили неустановленные лица".
Использование этой взрывчатки, по утверждению силовика, было одной из тем, которые Краснов обсуждал со своим куратором во время последней встречи в Белоруссии.
В качестве улики против лидера "Азова-Крыма" СБУ представила двухминутный ролик, озаглавленный "Видео с регистратора задержанного Краснова". На аудио за кадром три голоса - два мужских и один женский - обсуждают транспортировку сумки весом около 40 килограмм, в которой, как заявляет один из собеседников, находится вещество, напоминающее пластид. При этом дата и время записи в ролике отсутствуют.
В твиттере СБУ заявляется также, что 21 мая 2014 года у Краснова уже были изъяты оружие и боеприпасы. Где именно проводилось изъятие и имел ли этот факт какие-либо правовые последствия, спецслужба, однако, не уточняет.
Между тем представитель "Крыма-Азова" Александр Алферов заявил о непричастности Краснова к хищению списка полка. Товарищ задержанного заметил, что список был неактуальным - сведения в нем приводились по состоянию на ноябрь 2014 года. Кроме того, в ходе разбирательства выяснилось, что данные похитили в результате хакерской атаки.
"Краснов никогда не имел доступа к кадровой службе, - заметил Алферов. - Почему его приплели к исчезновению данных наших бойцов - ума не приложу".
Между тем на сайте "Азова" вечером 29 февраля появилось факсимиле заявления самого Краснова. Он рассказал, что при задержании не оказывал никакого сопротивления силовикам, однако те избили и его, и Шелест. Затем его отвели в лес и, бросив в болото с ледяной водой, избивали и подвергали пыткам, от чего он несколько раз терял сознание.
"Никаких вопросов относительно каких бы то ни было преступлений мне не задавали, а только говорили, что меня убьют, что из-за нашего Майдана одни проблемы, что все добровольцы, в частности батальон "ОУН", воры и мародеры, не воевали и всех надо поуничтожать", - пишет лидер "Азова-Крыма".
Затем, по словам Краснова, его привезли в штаб-квартиру СБУ в Киеве, где продолжили пытать до прихода его адвоката Андрея Мамалыги. Сам Мамалыга после встречи с доверителем рассказал: "В синяках, побитый, все ноги, вся голова".
Свое заявление лидер "Азова-Крыма" завершил так: "Я считаю, что все, что со мной произошло, - это результат репрессий против добровольцев и майдановцев, а также выполнение прямого заказа на мое устранение со стороны России, так как там на меня заведено четыре уголовных дела и так называемая прокурор Крыма Поклонская неоднократно обещала, что разберется со мной".
О задержании Краснова стало известно вечером в воскресенье. После этого активисты ГК "Азов" устроили у штаб-квартиры СБУ пикет. Они зажгли файеры, скандируя: "Станислав, мы с тобой". Основатель "Азова" Андрей Билецкий поддержал активистов. Полиция была вынуждена перекрыть Владимирскую улицу.
Краснов - товарищ Александра Костенко, осужденного к трем с половиной годам общего режима по сфабрикованным обвинениям в нападении на беркутовца и незаконном хранении оружия. Костенко и Краснов вместе работали в симферопольской милиции, откуда ушли в сентябре 2013 года, после того как обвинили свое руководство в коррупции. Позже они вместе участвовали в Евромайдане.
В мае 2015-го российская прокуратура Крыма направила в СКР материалы для возбуждения уголовного дела против Краснова. В сентябре в квартире матери активиста в Симферополе прошел обыск.
Позже Краснов стал одним из координаторов гражданской блокады Крыма.