Крымский политзек Куку нашелся в симферопольском СИЗО
Представитель Крымской контактной группы по правам человека в Ялтинском регионе Эмир-Усеин Куку, в пятницу арестованный по очередному сфабрикованному делу "Хизб ут-тахрир", находится в симферопольском СИЗО-1, куда в соответствии с российскими законами и должен был быть помещен после ареста. Об этом сообщил на своей странице в Фейсбуке адвокат политзека Эмиль Курбединов.
Между тем ранее в воскресенье юрист писал, что Куку нет ни в СИЗО, ни в симферопольском ИВС. Родственники политзека, пояснял Курбединов, прибыли с передачей сначала в ИВС, а затем в СИЗО, однако в обоих учреждениях им заявили, что арестованного там нет.
Адвокат также отмечал, что еще один из фигурантов нового крымского дела "Хизб ут-тахрир" сообщил в пятницу во время суда по мере пресечения, что его содержат в ИВС города Саки, поскольку аналогичное учреждение в столице аннексированного региона переполнено.
Где в действительности находился Куку, пока не стало известно о его пребывании в СИЗО, Курбединов не уточнил.
Куку был задержан 11 февраля после обыска, проведенного в его доме российскими силовиками, в частности ФСБ. В тот же день в разных районах Крыма после обысков задержали еще 13 жителей полуострова, преимущественно крымских татар.
10 из 14 задержанных позже в четверг отпустили. Между тем Куку, так же как Энвера Бекирова, Муслима Алиева и Вадима Сирука, нелегитимный Киевский райсуд Симферополя на другой день арестовали на срок до 8 апреля. Политзекам вменяют часть 1 либо 2 статьи 205.5 российского УК (организация деятельности террористической организации либо участие в ней). Часть 1 этой статьи предусматривает срок вплоть до пожизненного.
Как передавали "15 минут", Курбединов не успел прибыть на суд по мере пресечения Куку, и правозащитнику предоставили адвоката по назначению. Этот адвокат, как рассказал один из активистов, присутствовавших в суде, поинтересовался у кого-то из судейских или прокурорских чиновников, в каком зале будет слушаться дело, а на уточняющий вопрос, кого он защищает, ответил: "Экстремиста". "Вот так, без имени, без фамилии, без суда и следствия, адвокат назначил подзащитного экстремистом", - заметил активист.
Одновременно с обысками 11 февраля на беседу в "прокуратуру" Крыма был вызван первый зампред Меджлиса крымскотатарского народа Нариман Джелял. Как сообщали в Меджлисе, основанием для вызова чиновники назвали "поступившие в правоохранительные органы жалобы на деятельность Меджлиса крымскотатарского народа, вплоть до требования граждан запретить представительный орган крымских татар".
12 февраля обыски в домах крымчан продолжились, однако о задержаниях по их итогам уже не сообщалось.
20 апреля 2015 года у Куку прошел обыск по делу, открытому по статье 282 российского УК (возбуждение ненависти либо вражды). Сообщалось, что у правозащитника изъяли два ноутбука, телефон и семь религиозных книг, не входящих в число запрещенных. Самого Куку задержали, однако после допроса в ялтинском отделе ФСБ отпустили. Между тем все время по пути на допрос задержанного избивали, причинив ему в частности ушиб почки. В возбуждении дела против силовиков правозащитнику отказали.
1 декабря Куку побывал в СКР на допросе - как можно заключить, по этому же делу. Тогда же в следственное ведомство вызвали жену правозащитника.
10 декабря управление ФСБ по аннексированным Крыму и Севастополю сообщило о завершении следствия по первому крымскому делу "Хизб ут-тахрир". Руслану Зейтуллаеву вменена часть 1 статьи 205.5 (организация деятельности террористической организации), Рустему Ваитову, Нури Примову и Ферату Сайфуллаеву - часть 2 этой же статьи (участие в деятельности такой организации). Рабочие-строители Зейтуллаев, Ваитов и Примов остаются в СИЗО с января 2015 года, Сайфуллаев - с апреля.