Сергей Иванов: Мы любим грузинский народ
Министр обороны России Сергей Иванов заявил, что у России нет стремления вмешиваться во внутренние дела Грузии или сменить там режим. Об этом он сказал в интервью газете "Коммерсант". По словам министра, Москву беспокоит только угроза со стороны чеченских и международных террористов, находящихся сейчас на территории Грузии. "Мы вынуждены в этой связи в ущерб другим планам и развитию вооруженных сил принимать экстраординарные меры по укреплению российско-грузинской границы на всем ее протяжении от Сочи до Дагестана. У нас нет другого выбора", - заявил Иванов.
Министр подтвердил готовность России начать военную операцию против боевиков на территории Грузии. "Конечно, психологически очень трудно понять: как же так, Грузия – братская страна. Мы любим грузинский народ, мы не сомневаемся, что и грузинский народ любит россиян, иначе миллионы грузинских граждан постоянно не находились бы в России (возможно, в России даже больше грузинских граждан, чем оставшихся там), не работали бы здесь, не переводили бы отсюда средства и не содержали бы все оставшееся население Грузии за счет России. А то, что руководство Грузии проводит такую недальновидную политику,– здесь нам уже трудно что-то изменить", - сказал Иванов.
По словам главы Минобороны, перед тем как президент Путин сделал свое ультимативное заявление по Грузии, никаких консультаций со странами-участницами СНГ и с представителями ООН не проводилось. "Я считаю, что нет оснований для проведения таких консультаций", - заявил министр. Он напомнил, что этот вопрос неоднократно ставился перед партнерами России по СНГ и по ООН, так что заявление Путина не должно было стать для них неожиданным. "Если исходить из статьи 51 устава ООН и факта агрессии против России, то я не думаю, что мы должны ждать решения Совета Безопасности ООН. Факт состоялся и может повториться в любой момент", - заявил Иванов.
Комментарий
Наш министр обороны получил не юридическое, а филологическое образование. И если он публично апеллирует к международному праву, это чревато конфузом. Г-н Иванов утверждает, что имел место "факт агрессии" против России со стороны Грузии. Согласно статье 3 резолюции ГА ООН "Определение агрессии"(1974), в качестве акта агрессии квалифицируются нападение одного государства на другое, бомбардировка чужой территории, блокада чужих портов или берегов, а также засылка государством или от имени государства (курсив наш. - Ред.) вооруженных групп, осуществляющих против другой страны столь же серьезные действия, что и перечисленные. Нетрудно заметить, что с грузинской стороны ничего подобного против России не предпринималось. Зато о бомбардировке Панкисского ущелья 23 августа с точки зрения определения агрессии можно и поговорить. Напомним также, что агрессией считается и пребывание вооруженных сил одного государства на территории другого по прекращении действия соответствующего соглашения - а такая ситуация в российско-грузинских отношениях вполне возможна. Впрочем, согласно статье 39 Устава ООН определять существование агрессии может только Совет Безопасности. У журналистов такого права нет - и у министров тоже.