Шеремета вызвали в суд
Руководителю спецпроектов Первого канала российского телевидения Павлу Шеремету вручена повестка с требованием явиться в суд Минска 20 октября. Об этом "Эхо Москвы" рассказал сам журналист. Павел Шеремет заявил: "Я продолжаю находиться в больнице, хотя в белорусских СМИ появилась информация, что я уже выписан. Завтра я намерен прийти в суд, как указано в повестке, к 9 утра".
Шеремета обвиняют в в избиении двух молодых людей. По его словам, в воскресенье около 19 часов вечера, когда он выходил из дома вместе с журналисткой Светланой Калинкиной, к нему подскочили двое молодых людей с криками, что он якобы пристает к девушке. Шеремет попытался объяснить, что это какое-то недоразумение, однако услышан не был. "Я понял, что будет дальше, и повернулся к Светлане, чтобы отдать мобильный телефон, и в это время один из этих молодых людей ударил меня", - рассказал журналист.
Министр внутренних дел Белоруссии Владимир Наумов заявил в воскресенье Интерфаксу, что корреспондент Первого канала был задержан за мелкое хулиганство. По словам министра, Шеремет подрался с "какими-то скинхедами".
Прибывшая на место милиция задержала молодых людей и предложила Шеремету и Калинкиной проехать в отделение. Проведя три часа в камере, Шеремет пожаловался на сильную головную боль и попросил дать ему лекарство и привести врача. Врачи вызванной к журналисту "скорой помощи" потребовали немедленной госпитализации Шеремета, так как у него было сотрясение мозга, сообщает NEWSru.com.
Между тем МИД России выступило в понедельник с заявлением, в котором выразил надежду, что белорусские власти предпримут необходимые меры для расследования этого инцидента и наказания виновных. "МИД находится в постоянном контакте с посольством России в Минске, которое выясняет все обстоятельства случившегося с журналистом российской телекомпании", - говорится в заявлении, опубликованном на сайте министерства.
Шеремет, в прошлом руководитель корпункта ОРТ в Белоруссии, несколько лет назад провел несколько месяцев в заключении в Гродно. Он обвинялся в нарушении белорусско-литовской границы во время съемок сюжета и был освобожден по личной просьбе Бориса Ельцина.
Оператор Дмитрий Завадский, работавший с Шереметом в те годы, бесследно исчез и с тех пор нет никакой информации о его местонахождении. Год назад он признан погибшим.
Недавно Шеремет вместе с Калинкиной написал публицистическую книгу "Случайный президент", в которой критикуется белорусский режим и лично Александр Лукашенко. В воскресенье в Белоруссии проходил референдум, на котором решался вопрос возможности президенту избираться на третий срок.
Комментарий
Павел Шеремет определенно становится символом свободы слова по-белорусски. Характерно, что журналиста в очередной раз скрутили как раз в тот день, когда президент Лукашенко поинтересовался у своего народа, надо ли ему, Лукашенко, побыть у власти еще один срок, уже сверхконституционный.
К сожалению, гадая о дальнейшей участи Шеремета, исключать ничего нельзя. В Белоруссии люди исчезают бесследно, в том числе и журналисты. Сегодня человек в больнице - завтра растворился в тумане. На ситуацию может повлиять жесткая позиция президента России Путина. Однако та наглость, с которой против россиянина устроили провокацию, указывает на то, что белорусская сторона особых демаршей от Москвы не ждет. Ну, разве для блезиру пожурят Батьку российские мидовцы - все-таки события происходят на виду у Запада.
И если у Лукашенко руки в отношении Шеремета развязаны, то готовиться можно к самому худшему. Злопамятность белорусского президента общеизвестна. А стесняться Александру Григорьевичу не приходится, тем более что перед ним открывается перспектива бессрочного владычества. Сегодня за него, по официальным данным, проголосовало около 80% граждан, а это уже, считай, вожделенные 99,99%. Такому народному любимцу отчитываться не перед кем.
Дословно
Валерий Панюшкин
Сегодня где-то около семи часов вечера Павел Шеремет с журналисткой Светланой Калинкиной подъехали к зданию избирательной комиссии в Минске. В это время на него напали двое молодых людей. Светлана Калинкина стала звать милицию, и милиция немедленно приехала и немедленно скрутила нападавших, после чего милиционеры предложили Шеремету пройти в Советский РОВД и дать показания. Он зашел внутрь, а Светлана Калинкина осталась ждать его снаружи. Через некоторое время ей сказали, что она может идти домой, потому что Шеремета в РОВД больше нет. Ей сказали, что его увезли в некий изолятор временного содержания. Она пыталась спросить, каким образом из пострадавшего Шеремет превратился в подозреваемого, но не получила ответ. Ни в одном из следственных изоляторов Минска Павла Шеремета мы не можем отыскать. Мы находимся сейчас возле советского РОВД, нас не пускают внутрь, но милиционеры как бы намекают на то, что Павел задержан по подозрению в хулиганстве. В связи с тем, что Минск - это такой специальный город, где пропадают люди и где пропал четыре года назад и год назад был признан погибшим оператор Павла - Дмитрий Завадский, мы, надо сказать, очень волнуемся за Павла.
"Эхо Москвы", 17.10.2004