Единое пространство с кривизной
Руководители стран Содружества встречаются во все более приятной обстановке. Удивительно, как это лидеры новых независимых государств раньше не додумались общаться не в пыльных столицах, а на популярных курортах. Наверное, потому, что если поместить двенадцать президентов в один Форос, может получиться один Горбачев. Но это все злопыхательство. Потому что и на курорте президенты встречаются отнюдь не впервые, и президентов сегодня не двенадцать, а десять – как почти всегда, нет Сапармурата Ниязова и, конечно же, не может быть заболевшего Гейдара Алиева. И смысл общения президентов на этот раз есть, только не всех, а некоторых.
В ходе ялтинского саммита президенты России, Белоруссии, Украины и Казахстана должны подписать соглашение о создании единого экономического пространства. Все идет по плану, намеченному еще 23 февраля, когда руководители четырех стран выступили с этой инициативой на встрече в Москве. Вероятно, именно этим планом и было предусмотрено, что собравшись в Ялте вчетвером наши интеграторы будут выглядеть "большой тройкой" из Ливадийского дворца и создадут новый миропорядок. Но за прошедшие полгода президенты могли убедиться в справедливости простой истины – сколько Советский Союз ни строй, все равно СНГ получится.
У инициаторов ЕЭП были весьма серьезные замыслы насчет ускорения экономического развития в регионе, снятия межгосударственных барьеров и создания цивилизованной ситуации на рынке. Когда начались переговоры, оказалось, что это лишь первоначальные декларации. На самом деле российская сторона все еще мечтает о воссоздании супердержавы. "Вы знаете, как государство будет выглядеть через десять лет? – спрашивает Михаил Касьянов у недовольного договором министра. – А я знаю!". Украинская рассчитывает на создание зоны свободной торговли, что сняло бы ограничения на поставки украинских товаров в Россию – но и только. Белорусская думает еще какое-то время попользоваться задешево чужими – извините, братскими – ресурсами. Как раз накануне ялтинского саммита на другом черноморском курорте, Сочи, стало ясно, что это у Александра Лукашенко вряд ли получится. Каковы замыслы Нурсултана Назарбаева, не знает никто. Но за него я спокоен.
Так состоится ли ЕЭП, появится ли экономическая супердержава или хотя бы общий рынок, наконец, угрожают ли подписываемые в Ялте документы суверенитету стран СНГ? Рискуя показаться беспечным, скажу: ничуть. Ибо то, что эти люди подписывают, не имеет никакого значения – разве это еще не ясно? Я, конечно, не знаю, каким будет российское государство через десять лет; позволю себе предположить, что столь же процветающим и со столь же профессиональным правительством. Но знаю точно, что в его состав не будут входить ни Украина, ни Беларусь, ни Казахстан. Более того, если все так пойдет и дальше, для въезда в любую из этих стран придется штампануть визу прямо в дипломатический паспорт будущего российского президента (хочется надеяться, что это и через десять лет будет Владимир Путин, но полной уверенности все же нет). Жизнь идет своим чередом – в понедельник в Сочи Александру Лукашенко объясняют про рыночные цены, во вторник на острове Бирючий Владимиру Путину – про Черноморский флот, перебирающийся из Севастополя медленно, но верно. А в среду в Ялте опять говорят о единстве и мечтают о наднациональных органах. И не следует искать в этом логики. Судите их не по словам, а по делам. И вам сразу понравятся ваши президенты.
Статьи по теме
Единое пространство с кривизной
Президенты бывших советских республик любят встречаться в местах культурного отдыха: в декабре 1991 года это была Беловежская пуща, сейчас - Ялта. Если без малого двенадцать лет назад лидеры России, Украины и Белоруссии сошлись на предмет цивилизованного развода, то теперь Владимир Путин, Леонид Кучма, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев должны подписать соглашение о создании единого экономического пространства. Однако судить об интеграционных амбициях лидеров ведущих стран СНГ следует не по их словам, а по реальным делам.