статья Инструкции и обструкция

Дмитрий Галко, 24.10.2020

99951
Демонтаж сцены на площади Независимости. Кадр видео TUT.by

Эксперты в лучшем случае "оставляли пространство для надежды", высказываясь о шансах на реализацию ультиматума Светланы Тихановской. А вот у Лукашенко, похоже, к нему отнеслись всерьез. Уже 21 октября от читателей независимых белорусских СМИ со всей страны стали поступать сообщения о том, что на 25 октября их зазывают (в добровольно-принудительном порядке) принять участие в массовом митинге за Лукашенко. На следующий день, 22 октября, государственные телеканалы крутили пафосный видеоанонс: "Мы выйдем все вместе, чтобы показать, кто в этой стране хозяин. Никто и никогда не сможет нас победить. Хрен вам, а не Беларусь!"

Из провинции пустили дополнительные поезда для подвоза участников. На митинг собирались везти даже персонал колоний. В Минске монтировались сцены сразу в нескольких локациях. Столичные власти настоятельно просили заведения общепита организовать хозяевам страны питание - бюджетное меню с минимальной наценкой: беляши, чебуреки, дешевый алкоголь местного производства на розлив.

В протестном лагере кто-то переживал, что "ябатьки" замыслили реванш, кто-то ждал "момента Чаушеску" - принудительно согнанная массовка могла преподнести неприятный сюрприз организаторам. Но вдруг что-то пошло не так. Утром 23 октября смонтированные сцены стали разбирать. Вскоре официально было объявлено об отмене митинга - якобы из-за "лавинообразного роста числа желающих" принять в нем участие. Дескать, их было так много, что пришлось бы отменять все регулярные железнодорожные рейсы, мобилизуя поезда для доставки участников в столицу. А это нехорошо. "Мы не переварим (такого количества участников. - Д.Г.)", - пояснил Лукашенко. Кроме того, он сказал про возможный "взрыв в толпе", про нехватку милиции для того, чтобы одновременно охранять его сторонников и лупить противников. В общем, "перебьемся... чего нам уподобляться (протестующим. - Д.Г.)". С нескрываемой завистью помянул Эмомали Рахмона, которому недавно удалось переизбраться без всяких протестов.

Несдержанный в речах Лукашенко, как обычно, оказался честнее собственной официальной пропаганды. Та объясняла, что принято "мудрое решение" не подвергать людей опасности во время второй волны пандемии коронавируса. Чему-чему, а этой внезапно вспыхнувшей заботе о здоровье граждан никто не поверил. До начала массовых протестов Лукашенко как раз призывал боротья с коронавирусом с помощью прогулок на свежем воздухе.

Что же стало реальной причиной отмены "белорусской Поклонной"? Основных версий три. Первая: слишком много было звоночков с мест: добровольно-принудительный метод сбоит, подневольные бюджетники не очень-то горят желанием играть роль потешной массовки. И в итоге вместо впечатляющего "мегамитинга" мог случиться эпикфейл. Вторая: кто его знает, чего в нынешней ситуации ждать от пестрой толпы, согнанной по разнарядке, да еще и подогретой дешевым алкоголем местного производства. А ну как выйдет невольная историческая реконструкция последнего митинга Чаушеску. Такой римейк нам не нужен!

Недостаток этих версий в том, что они строятся на презумпции рациональности. Хотя до сих пор Лукашенко не демонстрировал способности адекватно оценивать и анализировать риски, действуя импульсивно, напролом, без особых ухищрений. Умения обучаться и адаптироваться к меняющимся условиям он тоже не показывал. Нет, он по-прежнему отрицает новую реальность.

Остается третье объяснение - внезапный визит директора СВР Сергея Нарышкина в Беларусь 22 октября. С "приветом от Владимира Владимировича" и заверением, что "спецслужбы могут сделать еще многое". Нарышкин в конце сентября заявлял о некой резонансной провокации, которую якобы готовят инструкторы ЦРУ и Пентагона в Беларуси с целью радикализации протестов. И в этом контексте разговоры Лукашенко про "взрыв в толпе", про то, что может не хватить сил милиции и врачей, звучат чуть более зловеще, чем обычный для него горячечный бред.

Белорусские эксперты, люди в основном здравые, умеренные и рассудительные, стесняются даже предположить, что Москва могла потребовать от Лукашенко разгромить протест любыми средствами, хотя бы и при помощи провокаций - чтобы дальше проводить по кремлевским лекалам "конституционную реформу" без сопротивления улицы. Но у Кремля, когда речь идет о реальном или воображаемом отторжении бывших окраин империи, напрочь сносит башню и про всякую рациональность там забывают.

99955 Нарышкин и Лукашенко. Фото: president.gov.by

Нет никаких оснований не верить экс-министру иностранных дел Польши Радославу Сикорскому, который рассказывал, что в свое время Путин требовал от Януковича именно этого - жестоко подавить Майдан. С чего бы от Лукашенко он требовал, как допускают некоторые белорусские эксперты, чтобы тот пошел на компромисс, проявил взвешенность и гуманизм? Или плел тонкую интригу, что ли. Да вот только не обучен он тонкой интриге. А на жестокость и подлость более чем способен.

Накануне визита Нарышкина официальная пропаганда анонсировала появление в Беларуси "до конца года" новой партии. Последняя новая партия здесь была зарегистрирована в 2000 году. Даже "Белая Русь", по всем признакам что-то вроде партии жуликов и воров, в смысле партия власти, на самом деле вовсе не партия, а всего лишь общественное объединение. А тут вдруг группа политических маргиналов под руководством бывшего волхва неоязыческой секты "Схорон еж словен", выступающей против "десятков веков иудо-христианской цивилизации", любителя позиговать на природе в милитаристском прикиде, получает невиданный карт-бланш. Выступать партия "Союз" будет в поддержку интеграции Беларуси и России. Содержательно и стилистически она выглядит копией организаций, которые представляли ДНР и ЛНР до российской гибридной оккупации Донбасса. Точно так же потешно, но после всего, что было в Донбассе, и зловеще тоже.

До сих пор Лукашенко если не душил, то глушил подобные политические объединения. Конкурентов на поле любовных игр с Россией он ненавидел едва ли не больше, чем своих противников из числа национал-демократов. Появление такой партии не может быть вызвано ничем иным, кроме как прямым требованием Кремля. И оно подтверждает высказанные ранее экспертные прогнозы: Кремль стремится ослабить личную власть Лукашенко в пользу парламента, где должна появиться открыто пророссийская сила.

Беда в том, что эта "сила" сама по себе смешна. Ее лидеры настолько одиозны и нелепы, что единственная роль, которую она способна выполнить, - быть ширмой для российского вмешательства. А на пути этого вмешательства стоит белорусская улица, вся окрашенная в национальные символы. Что для Кремля равняется "радикальному национализму".

Дмитрий Галко, 24.10.2020


новость Новости по теме