Наследник по кривой
Наблюдатели сегодня пишут об Азербайджане прежде всего как о стране, где утверждается первая династия на постсоветском пространстве. Но я был бы осторожен с определениями. В конце концов, почему династия Бушей – хорошо, а династия Алиевых – плохо? Ведь избирателям дают проголосовать за предложенного кандидата, и они теоретически могут не согласиться с династическим путем развития. Да, азербайджанская демократия несколько отличается от американской. Так и Гейдар Алиев отличается от Джорджа Буша-старшего хотя бы тем, что руководил не ЦРУ, а КГБ Азербайджанской ССР – правда, есть разница. Но вот в предложении Бориса Ельцина проголосовать за мало кому известного в 2000 году чиновника из Петербурга и в предложении Гейдара Алиева отдать голоса его собственному сыну прослеживается очевидная преемственность поступка и предсказуемость постсоветских псевдодемократий.
И эта преемственность обнаруживает не силу, а слабость Гейдара Алиева. Ему так и не удалось найти "своего" Путина, он так и не доверился никому из представителей азербайджанской политической элиты, он так и не смог обеспечить своей семье, своему сыну спокойной жизни – для защиты положения и власти, обеспеченной Алиевым-старшим, руководить страной придется Алиеву-младшему. И вот тут-то возникает самый главный вопрос: а отнесется ли к нему азербайджанская элита с таким же пиететом, я уже не говорю - с таким же страхом, как к Гейдару Алиеву?
Последние дни предвыборной кампании продемонстрировали, что оппозиционеры боятся Ильхама Алиева намного меньше, чем отца. Договоренность о совместных действиях, достигнутая между сторонниками главного оппозиционного кандидата Исы Гамбара и бывшего спикера парламента, опального эмигранта Расула Гулиева, показала, что противостоящие Алиевым политики рассчитывают на значительное ослабление их возможностей если не до, то после выборов Но в этом случае можно рассчитывать и на ослабление испуга в партии власти. Причем никто не сказал, что Азербайджан успешно перейдет от семейной управляемой демократии к демократии хотя бы турецкого образца – нет, отсутствие авторитетного лидера вполне может привести к хаосу, к борьбе мелких феодалов... Впрочем, пока Гейдар Алиев жив, этого не произойдет – его сыну придется доказывать свое право на власть не после выборов, а после ухода своего знаменитого отца.
Дословно
Ильхам Алиев
О выборах президента Азербайджана
Настроение очень хорошее. Есть уверенность в том, что эти выборы - шаг к демократизации общества, процветанию азербайджанского народа, укрепления государственности Азербайджана.
Интерфакс, 15.10.2003
Статьи по теме
Наследник по кривой
Завтра мы узнаем имя четвертого со времени провозглашения независимости в 1991 году президента Азербайджана. Этим президентом станет Ильхам Алиев, сын действующего президента Гейдара Алиева Это ни у кого особых сомнений не вызывает. Самое главное – не то, с каким счетом победит новый президент своих соперников из оппозиции, а то, удастся ли ему утвердить свою власть над Азербайджаном и будет ли эта власть такой же прочной, как власть отца.
Грядущий Ильхам
На фоне упорно опровергаемых сообщений о плохом состоянии здоровья Гейдара Алиева парламент Азербайджана утвердил в должности премьер-министра страны сына престарелого президента, Ильхама. Как принято на постсоветском пространстве, молодой энергичный премьер автоматически воспринимается как преемник главы государства. Кровная связь между ними такое впечатление только усиливает. Однако, по мнению обозревателя Граней.Ру Виталия Портникова, статус "наследника по прямой" гарантирован Ильхаму Алиеву ненадолго.
Отец азербайджанской демократии передаст ее сыну
По сведениям из администрации президента Азербайджана, в ближайшее время Гейдар Алиев заявит, что не будет участвовать в очередных выборах главы государства. Одновременно о своем намерении баллотироваться на президентский пост должен объявить сын Гейдара Алиевича - Ильхам. Обозреватель Граней.Ру Виталий Портников напоминает, что 80-летний патриарх азербайджанской политики всегда умел извлекать пользу из неблагоприятных обстоятельств - даже таких, как слабость собственного здоровья.