новость Ходорковский: Путин освободил меня в назидание своему окружению

22.12.2013
Михаил Ходорковский после освобождения. Кадр The New Times

Михаил Ходорковский после освобождения. Кадр The New Times

Михаил Ходорковский считает, что его освобождение прежде всего стало ходом во внутриполитической игре. Владимир Путин "хотел послать сигнал своему окружению: прекращайте охреневать", пояснил Ходорковский в интервью The New Times, опубликованном в воскресенье. По словам экс-политзека, у Путина был выбор - помиловать его или "законопатить Сердюкова (экс-министра обороны. - Ред.) лет на десять".

Одновременно Путин, по словам Ходорковского, послал "сигнал обществу и миру: я чувствую себя достаточно устойчиво, я не боюсь".

Ходорковский уверен, что Путин лично запретил применять к нему насилие, а также "трогать семью". Что касается нападения на него сокамерника в 2006 году, Ходорковский считает это "эксцессом".

На пресс-конференции в воскресенье он сказал, что не испытывает ненависти к Путину, потому что тот не стал преследовать его родных. "Я отдавал себе отчет, еще когда занимался крупным бизнесом, что я занимаюсь жесткими играми, - сказал Ходорковский. - Конечно, по отношению ко мне эта жесткость была несколько расширена. Но в то же время должен отметить: мою семью эта ситуация никогда не коснулась. Отношение к моей семье всегда было лояльным. И именно это позволило мне не воспринимать противостояние слишком эмоционально. Из-за того что к семье относились по-человечески, я оставил проблему взаимоотношений в сфере прагматической. А прагматика не предусматривает мести, ненависти".

В интервью The New Times Ходорковский отметил, что никогда не считал президента "слабаком", поскольку тот "начал путь во власти с войны (второй чеченской. - Ред.)". По мнению бывшего главы "ЮКОСа", Путин стремится выступать в роли арбитра, при этом нелояльную часть общества он "вынес за скобки". Такая ситуация в отсутствие авторитетных политиков чревата смутой по окончании путинского правления, полагает бывший олигарх.

Ходорковский отказался давать совет западным политикам, как им строить отношения с Путиным. Он назвал российского президента "непростым человеком" и призвал помнить, что в России остаются политзаключенные. Также Ходорковский не стал призывать к бойкоту Олимпиады в Сочи. По его словам, "это праздник спорта, который не нужно портить", но важно, чтобы Олимпиада не стала "персональным праздником Владимира Путина".

Отвечая на вопрос о судьбе Василия Алексаняна, Ходорковский заявил, что считает его болезнь и смерть результатом действий "конкретных исполнителей". Их имена экс-глава "ЮКОСа" называть не стал, но подчеркнул, что они ему известны.

Экс-глава "Менатепа" Платон Лебедев, осужденный вместе с Ходорковским, не знал о его письмах Путину. В интервью The New Times Ходорковский сказал, что намерен обсудить с Лебедевым вопрос о его дальнейших действиях. Если Лебедев будет просить о помиловании, у такого решения будут "плюсы и минусы", полагает Ходорковский. "В определенном смысле, может быть, досидеть проще", - заключил экс-глава "ЮКОСа". Срок наказания Лебедева истекает в августе 2014 года.

Комментируя ситуацию с бывшим сотрудником службы безопасности "ЮКОСа" Алексеем Пичугиным, Ходорковский подчеркнул, что для него "эта проблема не закрыта и никогда не будет закрыта". Пичугин осужден к пожизненному заключению по делу об убийствах. В первых интервью после освобождения Ходорковский дал понять, что в своих публичных выступлениях вынужден учитывать тот факт, что двое "юкосовцев" остаются в тюрьме.

Ходорковский не намерен заниматься политикой в форме борьбы за власть, но планирует посвятить себя общественной деятельности и будет добиваться освобождения политзеков - не только связанных с делом "ЮКОСа". Об этом он сказал на встрече с узким кругом журналистов, которая состоялась перед пресс-конференцией.

Ходорковский подчеркнул, что не представляет в настоящий момент своего финансового состояния, однако подчеркнул, что в любом случае не хотел бы, чтобы его воспринимали как потенциального спонсора российской оппозиции. По его словам, "это было бы опасно для оппозиции". В интервью телеканалу "Дождь" Ходорковский также подчеркнул, что не намерен поддерживать российскую оппозицию ни в финансовом, ни в ином плане.

В числе причин, по которым он пока не может вернуться в Россию, Ходорковский упомянул иск о взыскании с него и Платона Лебедева 17 миллиардов рублей. Иск, поданный министерством по налогам и сбором, был удовлетворен в 2005 году.

В интервью "Дождю" Ходорковский рассказал, что пообещал Владимиру Путину не бороться за возвращение активов "ЮКОСа". "Я лично не буду принимать в этом (международных судах по искам акционеров "ЮКОСа". - Ред.) участия никакого, и я не буду получать никакого интереса от того, выигрывают в этих процессах акционеры "ЮКОСа" или не выигрывают. Для меня эта тема закрыта", - подчеркнул Ходорковский.

В интервью The New Times Ходорковский сказал, что его "попросили из страны", хотя это не было формальным условием освобождения. Мать Ходорковского Марина Филипповна тяжело больна, она лечится в Германии. Это обстоятельство облегчило Путину принятие решения, считает Ходорковский. "Я отдавал себе отчет в том, что улететь-то я могу в Берлин один раз, как сейчас, а если вернусь, второй раз меня из страны уже могут не выпустить, поскольку формальных причин, за которые можно зацепиться, хватает", - пояснил бывший политзек. "Я вернусь только в том случае, если буду уверен, что смогу выезжать при необходимости", - сказал он.

По словам экс-главы "ЮКОСа", принципиальным для него было непризнание вины: "Было бы неправильно сказать, что если бы у мамы все было в порядке, я бы не подписал бумагу без признания вины". "Я никогда не говорил, что для меня неприемлемо написать формальную бумагу о помиловании", - напомнил Ходорковский. Предложение составить такое ходатайство он получил от экс-главы МИД ФРГ Ганса-Дитриха Геншера. По словам Ходорковского, это предложение ему передали адвокаты 12 ноября.

Ранее Геншер через адвокатов обращался к нему с просьбой доверить ему право вести переговоры о возможном помиловании и получил согласие. В то же время, Ходорковский "не слишком информирован" о подробностях переговорного процесса. Сообщалось, что переговоры шли более двух лет, Геншер дважды встречался с Путиным.

Комментируя предложение Игоря Сечина взять Ходорковского на работу в "Роснефть", экс-глава "ЮКОСа" в шутку предложил ему поработать на его месте (в колонии. - Ред.). "Причем я не желаю ему, чтобы это продолжалось так долго, как у меня. Даже полугода ему будет достаточно, чтобы понять, на что вообще способен человек после такой работы. Но это будет не более чем взаимная шутка", - сказал Ходорковский в интервью "Дождю". Он называл Сечина главным заказчиком дела "ЮКОСа". Ходорковский признался, что не может не испытывать эмоций в отношении своих гонителей, однако намерен двигаться вперед.

О предстоящем помиловании Ходорковского Владимир Путин сообщил после большой пресс-конференции в Центре международной торговли в четверг. Уже в пятницу экс-глава "ЮКОСа" был освобожден из колонии в Карелии и на частном самолете вылетел в Берлин. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в субботу заявил, что Ходорковский волен вернуться на родину.

В день освобождения Марина Ходорковская находилась в России, вместе с мужем она прилетела в Берлин в субботу (ВИДЕО). Ходорковский увиделся также с сыном Павлом и четырехлетней внучкой.

Ходорковский о Путине, Навальном и национализме
Михаил Ходорковский, бывший политзаключенный
Наша власть честно может говорить, что они меня не высылали, а что я об этом просил. А зная наши реалии, мы абсолютно точно можем понимать, что меня из страны попросили. В нынешней ситуации я, все понимая, на это пошел. Потому что тема (болезнь матери. - Ред.) слишком серьезная. Но если бы нужно было подставить людей, я бы не вышел. Когда меня адвокат спросила: а если они все-таки будут настаивать на том, чтобы я подписал признание вины, я сказал - ну, значит, ничего не получится. Если бы я в такой ситуации написал признание вины, то мама моя меня бы домой не пустила.

http://www.newtimes.ru/articles/detail/76393

Возможно, вы вспомните, что когда с господином Медведевым обсуждался вопрос о том, чтобы он помиловал меня, люди обсуждали разные подходы к этой проблеме. Я сказал одно: для меня неприемлемо признание вины... И после предложения господина Медведева господин Путин сакцентировал внимание на необходимости признания вины. И далее, когда Владимир Владимирович говорил, что он готов рассмотреть (прошение о помиловании. - Ред.), он каждый раз делал акцент на необходимости признания вины. Это было для меня неприемлемо по очень практической причине. Не потому, что мне интересно, как на эту тему посмотрят журналисты, а потому, что признание вины с моей стороны означает - при том подходе, который демонстрировали наши следственные и судебные органы, - что весь "ЮКОС", любой человек из "ЮКОСа" по формальному признаку может быть признан преступником как член безразмерной организованной группы на основании того, что господин Ходорковский признал, что он сначала недоплатил налоги с проданной нефти, а потом украл эту нефть. А в третьем деле, к слову сказать, планировалось, что на самом деле эта нефть, выручка от нее, была получена все-таки "ЮКОСом", а Ходорковский потом ее еще раз украл.

22.12.2013


новость Новости по теме