Администрация президента угрожает Шендеровичу расправой
Сатирик Виктор Шендерович, который намерен участвовать в выборах в Госдуму, в понедельник обратился в милицию с заявлением о давлении и угрозах со стороны администрации президента. Текст заявления опубликовал "Ежедневный журнал".
Слова неназванных сотрудников президентской администрации передал Шендеровичу сотрудник НТВ Александр Левин, который регулярно с ними общается, будучи продюсером программы "Реальная политика". "Сотрудники президентской администрации терпели и готовы терпеть меня дальше как журналиста, - цитирует разговор Шендерович, - но считают, что политика является "их полем", на которое категорически "нельзя заходить без их разрешения"".
Эти сотрудники предложили Шендеровичу войти с ними в контакт и начать "договариваться, как делают все", говорится в заявлении. Действия вне этих договоренностей будут рассматриваться ими как "нарушение правил игры", влекущее за собой ответные действия.
На вопрос о том, что имеется в виду под "ответными действиями", Левин "пояснил, что в президентской администрации... по мнению его неназванных собеседников, есть люди, которые в этих обстоятельствах способны пойти на уголовные действия" в отношении семьи Шендеровича. В качестве примера было приведено ДТП с участием его жены.
Шендерович собирается баллотироваться на довыборах в Госдуму по 201-му Университетскому округу Москвы. Он подал документы в избирком в начале октября. Ранее по этому округу пытался выдвинуть свою кандидатуру Михаил Ходорковский, однако его заявление, отправленное по почте, дошло до избиркома уже после того, как вступил в силу судебный приговор и Ходорковский лишился права быть избранным.
Справка
Заявление Виктора Шендеровича
20 октября сего года мой знакомый Левин Александр Викторович предложил мне встретиться для разговора. Встреча состоялась на следующий день, в пятницу, 21 октября, в клубе "Реставрация" (Леонтьевский пер., 7) в 17.00. Вскоре к разговору присоединилась моя жена, Чубарова Людмила Александровна (предварительной договоренности с Левиным об этом не было).
Г-н Левин объяснил необходимость нашей встречи своим желанием донести до меня озабоченность и недоумение неназванных им сотрудников Администрации президента Российской Федерации в связи с моим выдвижением кандидатом в депутаты Государственной думы.
Свою осведомленность о настроениях в президентской администрации Левин объяснил контактами с этими людьми: будучи продюсером программы "Реальная политика" (телеканал НТВ, ведущий Глеб Павловский), он, по его словам, регулярно с ними общается.
Более подробно Левин пояснил следующее:
- неназванные им сотрудники президентской администрации терпели и готовы терпеть меня дальше как журналиста, но считают, что политика является "их полем", на которое категорически "нельзя заходить без их разрешения";
- что если я решил заняться политикой, то должен войти в контакт с этими людьми и начать "договариваться, как делают все";
- что лично ко мне его собеседники относятся неплохо, но мои дальнейшие действия вне этих договоренностей будут рассматриваться ими как "нарушение правил игры", влекущее за собой ответные действия.
На мою просьбу уточнить, что имеется в виду под "ответными действиями", г-н Левин пояснил, что в президентской администрации, по его мнению и мнению его неназванных собеседников, есть люди, которые в этих обстоятельствах способны пойти на уголовные действия в отношении меня и членов моей семьи (в качестве примера было приведено возможное автопроисшествие с участием моей жены).
На мой вопрос, не является ли наша встреча выполнением просьбы его знакомых из Администрации президента, г-н Левин ответил отрицательно, объяснив свои действия исключительно обеспокоенностью за мое будущее и будущее моей семьи.
Считая опасения г-на Левина небезосновательными, а произошедшее — прямой угрозой, которую я оцениваю как реальную, прошу правоохранительные органы обеспечить безопасность меня и моей семьи, а также разобраться в случившемся.
Меня интересуют ответы на два вопроса:
1. Кто именно из сотрудников администрации президента РФ высказывал в разговоре с г-ном Левиным соображения о том, что мое выдвижение в депутаты является "нарушением правил игры" и в интересах моей безопасности я должен начать с ними о чем-то "договариваться"?
2. Кого именно имели в виду собеседники г-на Левина, говоря о наличии в администрации президента РФ людей, способных пойти на "ответные меры" уголовного свойства в отношении меня и членов моей семьи?
Виктор Шендерович,
24 октября 2005 года
Прошу нижеследующее заявление рассматривать как обращение в правоохранительные органы для принятия мер в соответствии с законом (заявление отправлено заказным письмом с уведомлением в отделение милиции #83 Пресненского ОВД г. Москвы).
"Ежедневный журнал"
Справка
Заявление Виктора Шендеровича о намерении баллотироваться в Госдуму
Я решился пойти на эти выборы не для того, чтобы иметь счастье поближе узнать Любовь Петровну Слиску или принять участие в работе комиссии по патриотическому воспитанию.
Государственную Думу в ее нынешнем горбатом виде – могила исправит.
Я иду на выборы для того, чтобы дать возможность почти полумиллиону российских граждан (избирателям 201-го округа) выразить свое отношение к фарсу, в который власть превратила парламент и процедуру выборов.
Нынешний состав Думы и механизм ее работы таковы, что совершенно неважно, кто именно станет четыреста пятидесятым депутатом. Шендерович, Говорухин или цирковая собачка – в работе этой Думы уже не изменится ничего. "Единороссы", представляющие едва ли пятую часть от списочного состава российских избирателей, оккупировали три четверти парламента – и будут жать на указанные из Кремля кнопки до скончания срока.
Эта Дума дорого обойдется России – во всех смыслах слова.
Чтобы российские избиратели и впредь не могли помешать этой управляемой из Кремля демократии, власть отменила выборы по одномандатным округам, сведя народное волеизъявление к вешняковской "спецарифметике" с предсказуемыми результатами.
Последние одномандатные выборы – может быть, последний шанс народа напомнить власти о себе цивилизованным путем.
У этих выборов уже есть сюжет. Избирателей 201-го округа лишили права проголосовать за кандидата Ходорковского, спешно засадив его за решетку (по последним опросам "Левада-центра", больше трети избирателей 201-го округа были готовы сделать выбор именно в пользу политзаключенного).
Мое участие в выборах не освободит этого политзаключенного, но, надеюсь, даст людям возможность выставить оценку политике президента Путина в области сворачивания демократических свобод.
Тех, кто привык к "Плавленому сырку" по выходным, хочу успокоить: я не собираюсь перепрофилироваться в политики. Этот двухмесячный марафон прошу считать публичным экспериментом свободного журналиста в не очень свободной стране.
Итак: клетка с моей фамилией в бюллетене для голосования (если Центризбирком пустит меня в эту клетку) – это голосование не "против всех", а – "против них".
Против тех, которые решили, что им все можно и все сойдет с рук.
Сойдет, но не навсегда.
А пока – как говорил Сенека: этого нельзя изменить, но это можно презирать.
От своевременно и по адресу данной пощечины настроение избирателей – не только в Москве – может измениться к лучшему. Надеюсь, у жителей Университетского округа (без лести, одного из самых интеллектуальных округов России) хватит ума и вкуса не упустить такой момент.
На будущее – пригодится...