Прокуратура Петербурга возбудила дело против Британского совета
Прокуратура Санкт-Петербурга возбудила уголовное дело против местного отделения Британского совета. По данным "Коммерсанта", скандал скорее всего инициирован Кремлем. В понедельник Владимир Путин начинает европейское турне, которое завершится в среду переговорами в Лондоне с премьером Великобритании Тони Блэром. Москва рассчитывает убедить Лондон пересмотреть его "Северокавказскую образовательную инициативу", пишет издание.
Уголовное дело, расследование которого поручили Главному следственному управлению ГУВД Петербурга, было возбуждено в конце прошлой недели. По словам сотрудников оперативно-розыскного бюро по экономическим и налоговым преступлениям ГУВД, "Совет по сути является коммерческой организацией: организованные им курсы – одни из самых дорогих в городе, семестр обучения стоит 400 евро. Зарплаты преподавателей составляют 500-1000 долларов для граждан России и 2000 долларов у англичан". При этом, утверждают в милиции, никаких налогов совет не платит.
По данным следствия, только с 2001 года Британский совет не заплатил несколько миллионов рублей налогов. "Кроме того, совет ведет свою деятельность без лицензии на образовательную деятельность, а его образовательные программы не прошли согласования в Минобразования и МИДе", - заявили в ГУВД.
Проверять питерское отделение Британского совета начали еще около года назад, но, по словам оперативников, расследование было затруднено из-за противодействия руководителей организации. "Прошлым летом мы приехали к ним делать выемку бухгалтерских документов, - говорит источник "Коммерсанта". - Но как только начали оформлять протокол, тут же приехал вице-консул, показал консульскую карточку и заявил, что это его личные вещи. Нам пришлось ретироваться: международный скандал никому не нужен. Так повторялось несколько раз".
В августе 2005 года совет выполнил требование стражей порядка – организация была поставлена на налоговый учет. Однако уголовное дело все равно возбудили – по статье 171 УК ("Незаконное предпринимательство").
Исполняющий обязанности директора центрального отделения Британского совета признал, что "долговременный статус совета в России – одна из проблем, которая должна решаться на переговорах с МИДом". На вопрос, обязан ли совет платить налоги в России, он ответил, что "Британский совет зарегистрирован в Москве в мае 2005 года, а в Петербурге – в августе 2005 года" и теперь намерен "регулярно подавать налоговые декларации и платить налоги". Сам факт возбуждения уголовного дела и его перспективы Кай комментировать не стал.
На самом деле, отмечает "Коммерсант", следственные органы взялись за Британский совет еще в июне прошлого года. Тогда Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) МВД потребовала от руководства совета предоставить ей финансовую отчетность организации. Налоговики зацепились за существующие при отделениях БС платные курсы английского языка. Как заявил тогдашний глава ФСЭНП генерал-лейтенант Сергей Веревкин-Рахальский, "эта странная организация, зарабатывающая огромные деньги" занимается в России коммерческой деятельностью и, значит, должна платить налоги.
Диппредставительство Великобритании ответило, что БС является отделом культуры посольства, а следовательно, обладает дипломатическим статусом и не подпадает под российские законы. Однако МИД России опроверг эти данные, подчеркнув, что "не рассматривает офисы БС в российских городах в качестве отделов культуры посольства Великобритании в России", так как российское правительство не предоставляло им такого статуса, "более того, он британцами и не запрашивался".
Тот скандал наблюдатели связали с посланием Владимира Путина Федеральному собранию, в котором президент раскритиковал неполитические общественные организации и заявил, что многие из них заняты исключительно получением финансирования от различных зарубежных фондов и обслуживанием "сомнительных групповых и коммерческих интересов". В то же время Лондон отказал в выдаче эмиссара чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева и некоторых других лиц, объявленных в розыск российской Генпрокуратурой. Кроме того, по сведениям "Коммерсанта", интерес налоговиков к БС стал ответом Москвы на излишне жесткий, по мнению российских спецслужб, контроль за деятельностью нашей резидентуры в Великобритании.
Год назад скандал вокруг Британского совета удалось замять в течение недели, после встречи Владимира Путина и премьера Великобритании Тони Блэра, состоявшейся в рамках саммита G8 в американском Си-Айленде.
Нынешний скандал, по мнению многих наблюдателей, также неслучайно совпал с начинающимся европейским турне Владимира Путина. Последнее время Москва пытается реанимировать идею об экстрадиции Ахмеда Закаева. "Мы отмечаем, что после июльских терактов в Лондоне ситуация начинает меняться. Здесь отдают себе отчет в том, что террористическая угроза едина для всех и нельзя делить террористов на плохих и хороших",– заявил на прошлой неделе посол России в Лондоне Юрий Федотов. При этом он не исключил, что британская сторона пересмотрит свое отношение к вопросу о выдаче Ахмеда Закаева.
В тот же день посол Великобритании в России Тони Брентон заявил, что "если Россия предоставит достаточно доказательств, чтобы экстрадировать Закаева, он будет экстрадирован, если нет – то нет".
Впрочем, по данным "Коммерсанта", главная цель скандала на этот раз в другом. Москва надеется заставить Лондон пересмотреть предложенную британцами "Северокавказскую образовательную инициативу".
В феврале 2005 года Великобритания предложила российским властям выделить по линии британского правительства 1 миллион фунтов стерлингов безвозмездной помощи на развитие школьного образования и другие социально значимые программы для Северного Кавказа. В дальнейшем предполагается только наращивать финансирование проекта. При этом распоряжаться и контролировать средства по этому предложению должен все тот же Британский совет.
Кремль же предложил пересмотреть схему реализации "Северокавказской образовательной инициативы" с тем, чтобы контроль за распределением средств осуществляла какая-либо российская структура. До сих пор, отмечает "Коммерсант", Лондон холодно реагировал на поправки Москвы, намекая на неспособность обеспечить должный контроль за деньгами российскими силами.
Дословно
Саймон Кай
У нас нет комментариев по поводу активности, проявляемой российскими правоохранительными органами. Мы соблюдаем законы всех стран, в которых работаем...
С начала прошлого лета мы имели множество встреч и обсуждений с представителями МВД и налоговыми властями России. Британский совет сотрудничал с ними, отвечал на все запросы. Большинство таких контактов, естественно, было в Москве. Но мы с удовольствием готовы ответить на все вопросы правоохранительных органов и в других местах, включая Санкт-Петербур.
"Коммерсант", 03.10.2005