Деятели мировой культуры подписали манифест за культурную свободу в России

С сайта парижского салона 2005
500 деятелей культуры и искусства из разных стран мира подписали манифест "За культурную свободу от Москвы до Грозного". Это произошло на международном книжном салоне, который проходит в эти дни в Париже.
Авторы документа, который поступил в редакцию Граней.Ру, считают, что в современной России существует серьезная угроза гражданским свободам. В частности, это выражается в преследовании инакомыслящих - в манифесте упоминаются и охота на неугодных писателей, открытая "Идущими вместе", и скандальный процесс над устроителями выставки "Осторожно, религия!", а также письмо, призывающее к запрету культурных и религиозных еврейских организаций, которое подписали депутаты Госдумы.
Текст манифеста составлен организацией "Обучение без Границ" - ассоциацией французских студентов, созданной для помощи чеченским студентам в продолжении образования во Франции.

Справка
Манифест за культурную свободу от Москвы до Грозного
Книжная выставка чествует на этой неделе год России. Так как мы восхищаемся русской культурой, ее литературой, ее живописью, ее музыкой и ее кино, столько внесшими в европейскую культуру, мы, художники и писатели Франции и других стран, пользуемся этим случаем, чтобы подтвердить нашу поддержку свободе выражения и свободе творчества в России.
Этим свободам угрожает сегодня возврат к догмам и практикам, которые, как мы надеялись, уже исчезли. В июне 2002 "Юные Путинисты" объявили свою кампании против "сортирной литературы", установив гигантский унитаз перед Большим театром в Москве. Публику приглашали бросить туда книги Владимира Сорокина. Анафема "очистителей" затронула также писателей Пелевина, Ерофеева, Ширянова и даже, пользуясь удобным случаем, нечистого Карла Маркса. "Когда жгут книги, заканчивают тем, что сжигают людей", пророчески написал поэт Генрих Гейне. К чему это идет, когда швыряются в "сортир"?
Как не беспокоиться нам, когда молодые "православные патриоты" уничтожают работы "сатанистских" художников в зале Музея Сахарова? В особенности как не изумляться нам, что организаторы выставки престали перед судом вместо и на месте вандалов? Они обвинены в "возбуждении религиозной и расовой ненависти", а судебная экспертиза провозгласила, что представленные работы "оскорбили" православие и государство.
При этом художники преследуются за выставление "подрывных работ", которые были представлены на совсем недавнем биеннале современного искусства в Москве. Какое место остается творчеству и протесту в России Владимира Путина? Вновь ли свободная русская культура осуждается за диссидентство?
В этой "новой России" ненависть к иному, к его религии и его культуре, является раковой опухолью, разъедающей как общество, так и государство. Депутаты Думы только что подписали письмо, призывающее к запрету культурных и религиозных еврейских организаций. Охота на кавказцев стала национальным спортом. Движение унификации нации вокруг традиционного триптиха Государство - Церковь - Отечество угрожает свободе выражения в принципе и художественной в особенности.
Подобные извращения достигают своей кульминации в предпринятии систематического уничтожения чеченского народа и его культуры, преследуемых "до сортира" войсками Кремля с 1999 года.
От Пушкина и Лермонтова через Толстого и до Солженицына великие русские писатели видели в непокорности народов Кавказа горизонт свободы для самих русских. "Архипелаг ГУЛАГ" воздает почести культуре сопротивления чеченцев: "Есть народ, на котором психология подчинения не оставила никакого воздействия; не на отдельных индивидуумах, мятежниках, нет: на нации в целом. Это чеченцы". Это наследственное неповиновение регулярно карается той же самой силой, которая бросает в тюрьму художников - "мятежников".
Его кинотеатры, его театры, его музеи и его беспокойный дух заслужили Грозному прозвище "Кавказский Париж". Грозный был вычеркнут с карты. При полной безнаказанности и при почти полном безразличии. Чечня превратилась в гетто. В этой тюрьме чеченской культуре угрожает уничтожение. Ибо народ без культуры рискует исчезнуть и стать мишенью любого фанатизма, этого вечного врага искусства и созидания.
Мы, художники и писатели Франции и других стран, пользуемся годом России на книжной выставке, чтобы сказать, что та Европа, которая допускает полное уничтожение культуры у своих дверей и которая терпит преследование художников у своих границ, не является Европой, о которой мы мечтаем Европой, в которой мы хотим писать, творить и просто-напросто жить.
Изабель Аджани, Андрей Бабицкий, Фредерик Бегбедер, Джейн Биркин, Елена Боннэр, Владимир Буковский, Марек Эдельман, Жак Ле Гофф, Бернар-Анри Леви, Сергей Ковалев, Мишель Пикколи, Александр Подрабинек, Мишель Таубман, Марио Варгас Льоса
Всего манифест подписали 500 деятелей культуры
20.03.2005