статья Оферта Касьянова

Андрей Колесников, 24.02.2005
Михаил Касьянов. Фото  с сайта

Михаил Касьянов. Фото с сайта

Дела в Российской Федерации идут настолько своеобразно, что в последнее время элиты вдруг начали активно ностальгировать по Михаилу Касьянову. Его то прочат в лидеры правой оппозиции, то называют "Человеком года", то квалифицируют как личность, которая несла свет демократии народам России и железной рукой проводила ультралиберальные экономические реформы.

Все это, разумеется, не совсем так. Касьянов был хорошим чиновником второго эшелона в 1990-е годы. Затем компромиссной фигурой, которая всех устроила на посту председателя правительства первого, "реформаторского", срока Владимира Путина. Потом – своего рода пенсионером союзного значения, исчезнувшим из публичного поля зрения на госдаче, положенной ему в течение некоторого времени как бывшему премьеру.

Никаких особых заслуг перед российской демократией и реформами у него не было, знаковых деятелей российского либерализма Алексея Кудрина и Германа Грефа он по-аппаратному умело гнобил, как мог. Однако было одно обстоятельство, которое позволило ему из технического премьер-министра превратиться в политического, а затем возлагать на него надежды как на фигуру, которая может объединить демократов и либералов. Касьянов был самостоятелен – и в формулировании экономической политики ("Прорывов не будет!" - это было сказано уже после того, как кремлевская власть нацелилась на удвоение ВВП), и в резко негативной оценке дела "ЮКОСа".

В результате Михаил Михайлович остался без "золотого парашюта", без политических отступных в виде какой-нибудь непыльной представительской должности. Затем вынырнул из тени с идеей мегабанка, чья деятельность имела бы смысл лишь в опоре на средства государства. Естественно, подобного рода начинание власти торпедировали, в том числе и благодаря усилиям Алексея Кудрина.

Впрочем, и нынешнее самотрудоустройство в виде компании "МК Аналитика" представляется несколько странным. Подобного рода название пристало скорее какому-нибудь приложению к газете "МК", не говоря уже о несколько туманном смысле деятельности консалтинговой структуры, которая и инвестиции собирается привлекать, и госструктуры консультировать.

Эффектному появлению Касьянова на собственной пресс-конференции предшествовал сначала тур с лекциями по США с нелицеприятной оценкой событий, происходящих в России, рифмующейся с последними обвинениями в адрес политики Путина со стороны американских и европейских структур. А затем - не менее знаковое появление на презентации книги Егора Гайдара "Долгое время", что было оценено как демонстративная солидаризация с не слишком благонадежными либералами.

Впрочем, самые провокативные заявления бывшего премьера, касающиеся того, что он не исключает своего участия в президентских выборах 2008 года и готов всячески способствовать объединению демократов, - это не есть констатация факта, а скорее те слова, которые Михаил Михайлович и должен был сказать, чтобы оправдать появление "на людях". В противном случае он не мог бы стать ньюсмейкером дня, когда Путин встречался с Бушем, а Фрадков в очередной раз воевал с Грефом.

Заявить о больших планах – это полдела. Совсем другая история – их реализовать. А технологии "перехода на работу" в большую политику у Михаила Касьянова нет. Его выступление скорее можно было бы оценить как своего рода оферту, предложение посотрудничать, вместе поискать интересные и перспективные политические конструкции. Не зря один из раскольников левонационалистического фланга, ведущий сложную многоходовую игру Геннадий Семигин как-то чрезмерно восторженно отозвался на заявленное Касьяновым желание вернуться в большую политику, назвав его "самой яркой фигурой на всем правом политическом фланге" и даже предположив, что правая и левая оппозиция, вероятно, ведомые Касьяновым и Семигиным, перед выборами сомкнут свои ряды в едином народном фронте.

Конечно, главная проблема Касьянова – это статусная ловушка. Он уже побывал премьер-министром, и теперь, спустя год после отставки, чувствует себя этаким "премьером без портфеля", человеком с большим потенциалом, блестящим прошлым и неутоленными амбициями. Политический рынок пока не оценил по достоинству эти амбиции и возможности, присматривается к выброшенному на открытые торги товару, готовится провести листинг на политтехнологической бирже.

"Оферта Касьянова" носит очевидным образом выраженный оппозиционный характер ("Страна идет в неправильном направлении"), и это, в принципе, дорогого стоит. Только вот купит ли кто-нибудь такой товар и именно в такой упаковке, и станет ли "МК Аналитика" прообразом предвыборного штаба кандидата в президенты Касьянова, покажет только время. Потому что политический товар, показанный в буквальном смысле лицом, возможно, так и не будет никем востребован.

СМ. ТАКЖЕ:
Prognosis.Ru: Правые Силы телепортируют

Андрей Колесников, 24.02.2005


новость Новости по теме