ФСБ: российские пограничники остаются в Таджикистане
Информацию о выводе российских пограничников из Таджикистана представитель погранвойск назвал "абсолютным бредом". О том, что в понедельник начинается первый этап операции по выводу "зеленых фуражек" в Россию, сообщил "Русский курьер". Предполагается, сообщила газета, что в течение этого года с таджикско-афганской границы уйдут Хорогский и Кулябский погранотряды. Последний российский солдат должен покинуть республику 1 июля 2005 года.
На данный момент, утверждает "РК", таджикские военные охраняют всего лишь 73 километра собственной государственной границы. Остальную - Россия. Официальная причина начала вывода наших войск - "таджикские пограничные отряды уже достаточно окрепли и способны сами обеспечивать безопасность границ своего суверенного государства". Есть, однако, и другая версия. В соседнем Афганистане новая власть готова строить отношения с Душанбе, но только без посредников. А это практически невозможно в том случае, если границу между двумя странами, охраняет третья. Как отмечает издание, это обстоятельство не нравится таджикскому президенту Эмомали Рахмонову, и поэтому российским военным придется уйти.
Свою позицию таджикские власти подкрепляют ссылками на официальные документы. В мае прошлого года истек срок десятилетнего межправительственного соглашения о статусе Пограничных войск России в Таджикистане.
Опровергая информацию о выводе войск, представитель пограничной службы ФСБ России подчеркнул: "Сроки передачи охраны участков таджикско-афганской границы пограничникам Таджикистана сейчас не определены". Он также отметил, что "конкретные сроки передачи охраны таджикско-афганской границы пограничникам Таджикистана - это предмет переговорного процесса на уровне межгосударственных делегаций России и Таджикистана и подписания соответствующего соглашения". Он сообщил, что между Москвой и Душанбе были консультации по вопросам охраны границы с Таджикистаном: "Таджикская сторона заявляла, что она способна охранять границу самостоятельно. Но этот вопрос будет решен в рамках предстоящих переговоров.
Российская сторона неоднократно подчеркивала, что российские пограничники готовы выполнять задачи на таджикско-афганской границе в полном объеме с учетом сохранения единой системы охраны государственной границы".
Ранее заместитель главы погранслужбы ФСБ РФ генерал-лейтенант Александр Манилов заявил "Интерфаксу", что Россия рассматривает вопрос о поэтапной передаче охраны таджикско-афганской границы пограничникам Таджикистана. "Речь идет не о выводе или уходе российских пограничников из Таджикистана вообще, а о поэтапной передаче охраны участков границы таджикским пограничникам. Это просьба таджикской стороны", - сказал Манилов. "Предварительные консультации по этим вопросам свидетельствуют, что российские пограничники не уходят из Таджикистана при любом раскладе. В определенные сроки участки границы могут быть переданы пограничникам Таджикистана. Но по просьбе таджикского руководства российские пограничники остаются в Таджикистане и продолжают выполнять свои задачи в новом формате пограничного сотрудничества", - заявил Манилов. "Что это будет за формат - физическая охрана границы, помощь в подготовке кадров, помощь командованию погранотрядов Таджикистана, присутствие российских пограничников в пунктах пропуска через госграницу - это, опять-таки, предмет дальнейших межгосударственных переговоров", - сказал он. Манилов сообщил, что новый формат сотрудничества может предполагать, в частности, работу в Таджикистане аппаратов советников из российских погранвойск, которые будут помогать таджикским пограничникам в организации охраны границы.
В настоящее время задачи по охране таджикско-афганской границы выполняют военнослужащие пограничного управления ФСБ РФ в Таджикистане.
Комментарий
Сегодня общая численность российской пограничной группировки в Таджикистане насчитывает около 12 тыс. человек. Около 8-9 тыс. - местные кадры. Постепенная замена россиян таджиками - результат двустороннего соглашения. Граждане РФ занимают теперь в основном командные должности. Это почти все старшие офицеры, около 70% от состава младших офицеров, до 60% - прапорщиков. Иначе говоря, пока "командуют парадом" россияне. И заменить их местными кадрами в одночасье не представляется возможным. В этом смысле "вывод войск", может быть, и не очень точное определение. Но ситуация-то "Русским курьером" обозначена в целом верно: статус погранвойск ФСБ РФ в Таджикистане будет изменен, и лучше всего, чтобы процесс оставался под контролем Москвы. Всякого рода заполошность - типа "Не уйдем! Не откроем наркоте дорогу в Россию!" - будет только вредить делу. С Рахмоновым надо ладить. Он уже давно не чувствует себя, как и остальные руководители бывших союзных территорий, ничьим "младшим братом". И проговорки его министров прошлой осенью (о возможном выводе российских войск из республики) вполне могут оказаться "разведкой боем". Друзей у Душанбе и без Москвы может оказаться немало. Тогда уже не "вывод", а целая "эвакуация" замаячит на горизонте. Вот тогда-то, без оборудованной российско-казахстанской границы, и вообще с дырявыми южными рубежами, России действительно придется туго.
Судя по тому, что говорит генерал Манилов, Россия придерживается разумной тактики, демонстрируя готовность к самой гибкой схеме взаимосотрудничества на границе. Однако есть основания предполагать, что пограничный генерал отражает позицию прежнего руководства ФПС. В ФСБ склоняются к более жесткому диалогу с Душанбе. Наверное, отчасти эту жесткость и продемонстрировал анонимный источник с Лубянки, назвавший журналистский материал "бредом".
Дословно
Андрей Николаев
(О возможном выводе российских пограничников из Таджикистана)
Охрана и защита вышеназванного участка границы, особенно в период 1993-97 годов, всегда была лакмусовой бумажкой, по которой судили о дееспособности СНГ. И политическая задача тогда состояла в одном: объединив усилия всех государств СНГ, защитить Таджикистан. Обстановку на таджико-афганской границе я докладывал главам государств СНГ два раза в год. Россия предприняла фантастические усилия для охраны и обороны этой границы. Была развернута группировка общей численностью более 20 тысяч человек, более трехсот единиц бронетанковой техники, около трехсот артиллерийских стволов. В отдельные периоды группировку поддерживали до 60 вертолетов. К поддержке пограничников привлекалась 201-я российская мотострелковая дивизия. Были сформированы отряды самообороны в приграничных населенных пунктах…С тех пор, с 1997 года, кое-что изменилось: ликвидирована оперативная группа российских погранвойск в Туркмении, российские пограничники не участвуют в охране госграницы в Киргизии, в Узбекистане. Судя по заявлению председателя национального Комитета по охране государственной границы Республики Таджикистан Назарова, в Душанбе считают, что они уже достаточно сильны, чтобы самостоятельно обеспечивать охрану своих границ и даже готовы отказаться от пятидесятипроцентного финансирования охраны своей границы с помощью России.
Если бы меня спросили, что делать в данной ситуации, я бы ответил так: надо выводить оттуда российских пограничников. И передать всю ответственность за безопасность южных границ Таджикистану. При этом, мы должны прекрасно сознавать, что эффективно охранять свою границу Таджикистан не сможет. Если господин Назаров делает подобные заявления не от своего имени, а по поручению политического руководства страны, надо начинать соответствующие переговоры. Вопрос вывода – это вопрос тысяч российских семей. Это вопрос будущего российской военной базы в Таджикистане (201-й дивизии). Поверьте, как только из Таджикистана уйдут пограничники, 201-я дивизия окажется в окружении отнюдь не доброжелателей. А блокировать ее гарнизоны не трудно. Как это уже было в начале девяностых.
Грани.Ру,25 сентября 2003