новость Березовский похвалил Ходорковского за правильное употребление СИЗО

27.04.2004

Известный предприниматель Борис Березовский несогласен с трактовкой Ходорковского роли капитала и капиталистов в российской истории и считает, что спорить с акционером "ЮКОСа" можно и нужно. В газете "Ведомости" публикуется в двух частях статья Березовского "Либерализм: Безыдейность и безволие либералов", в которой он излагает все свои многочисленные возражения на положения "Кризиса либерализма в России".

"Ходорковский сознательно сделал выбор в пользу СИЗО # 4, и это поступок - вне зависимости от того, надеялся ли он на то, что власть будет соблюдать собственные законы, - считает Березовский. - Этот шаг несет в себе заданность на всю оставшуюся жизнь. Либо ты пронесешь этот тяжкий крест, либо он раздавит тебя. Поэтому мне абсолютно непонятны жеманные стенания либеральной общественности по поводу возможности спора с автором. Мол, неэтично тем, кто еще не в клетке, оппонировать заключенному. Как мне представляется, Ходорковский пошел в тюрьму как раз потому, что уверен в своей невиновности и решил доказать это публично. А лучшей трибуны, чем "Матросская Тишина", в России точно нет. За это ему и честь, и хвала, и уважение."

Березовский считает, что единственное, что удалось Ходорковскому, - это правильно поставить вопрос: "Какое политическое устройство необходимо России, чтобы успешно конкурировать в современном мире?".

Современному миру известны два основных типа политических систем: авторитарный и демократический, отмечает предприниматель. Исторический спор о сравнительной эффективности двух систем завершился в XX в. в пользу демократий - наиболее мощные авторитарные режимы прошлого века либо развалились (фашистская Германия, коммунистический СССР), либо начали эволюционировать в сторону демократии (Китай, Чили), напоминает он. Поскольку практикой двух последних веков доказано, что демократии эффективнее автократий, у недемократической, нелиберальной России нет шансов быть конкурентоспособной, а значит, выжить в современном мире, делает вывод Березовский.

"Отсюда главный вопрос: готова ли Россия стать демократической? Точнее: есть ли в России достаточная критическая масса граждан, готовых самостоятельно, не ожидая помощи ни от государства, ни от соседа, позаботиться о себе и своих близких", - подчеркивает автор статьи. Он считает, что за годы президентства Ельцина россияне доказали, что готовы стать самостоятельными. Но это только первый шаг к построению демократической России, отмечает предприниматель. Он считает, что необходимо было сделать второй - научиться отстаивать свою независимость, научиться преодолевать страх перед властью и заставлять власть постоянно считаться с каждым гражданином - причем, не только когда притесняют тебя лично, но и когда притесняют малознакомых тебе людей.

"На этом втором шаге и споткнулась молодая русская демократия", когда демократию нужно было защищать "не вместе с властью, а вопреки ей", подчеркивает Березовский.

Предприниматель разбирает названные Ходорковским причины кризиса либеральной идеи в России, отметает их за малым исключением и выдвигает свои:

1. Интеллектуальная несостоятельность и отсутствие внятной либеральной идеологии.
2. Политическое безволие и политическая непоследовательность либералов.

Говоря об отсутствии внятной идеологии, Березовский отмечает, что советския империя распалась слишком стремительно. "Шестидесятники" отстали от событий и оказались за бортом, "лидер либеральной революции" в России Ельцин не смог объяснить обществу неизбежность и преимущество либерального выбора, а "молодые реформаторы", в том числе Гайдар и Чубайс, "перепутали лошадь с телегой и поставили во главу перемен экономические реформы". Как показали последующие события, этого оказалось мало для утверждения в России стабильной демократии.

Говоря о политическом безволии и политической непоследовательности, предприниматель приводит следующие факты. Во-первых, Ельцин и его окружение "не нашли силы" после событий 1991 года и 1993 года "поставить вне закона тех, кто привел страну к краху и организовал массовый террор против своего народа: КПСС и КГБ". Как считает Березовский, "вся нация должна была проявить нравственную волю и покаяться" "за уродливое прошлое, в котором истязали и убивали самих себя, убивали и насиловали других". Тут Березовский отмечает, что это безусловный "фарс - каяться перед президентом, который гордится тем, что он чекист".

Во-вторых, по мнению Березовского, с точки зрения последовательности, Ельцин, передавая власть Путину, обязан был подвести черту под революционным этапом реформ. Шаг, который Ельцин обязан был сделать, но не сделал, - политическая и экономическая амнистия всех реформаторских сил, т. е. юридическое закрепление результатов революции. "К сожалению, первый президент России разменял этот необходимый шаг на собственный иммунитет и ушел на пенсию. Ельцин не учел, что революционер на пенсию не уходит. Он до конца своих дней в ответе перед миллионами людей, которых повел за собой", - указывает Березовский.

27.04.2004


новость Новости по теме