Имена заказчиков убийства Влада Листьева зашифрованы в книге Юрия Скуратова
Бывший генпрокурор России Юрий Скуратов издал книгу об убийстве популярного телеведущего Влада Листьева, в которой зашифровал имена заказчиков преступления. Как пишет "Комсомольская правда", в книге Скуратов вывел и себя - под фамилией "Бельский" - настоящей фамилией легендарного Малюты. Автор определил жанр книги как "криминальный роман с отступлениями, документами, хроникой и дневником Генерального прокурора".
В послесловии Скуратов пишет: "Следствие по этому делу не закончено, оно продолжается, и по понятным причинам я многого не могу сказать. Потому и выбрал особую форму повествования - жанр романа, где можно было бы совместить подлинное с вымышленным, действительные фамилии с придуманными. Но почти у каждой придуманной есть свой реально существующий прототип".
Причиной убийства тележурналиста, по версии Скуратова, стали рекламные деньги (стоит напомнить, что Листьев еще до начала работы ОРТ обещал, что на канале не будет рекламы; какими соображениями он при этом руководствовался, неясно. -Ред.). Руки на них пытались наложить многие - и преступные группировки, в частности, "солнцевская", и чиновники, и депутаты. Лидер одной из группировок - кличка в книге - Хозяин - предложил Листьеву так называемое "партнерство", но журналист отказался. Затем договориться с ним пытался некий Сергей Бейлис, "главный авторитет среди рекламщиков", пишет газета. Бейлис пытался надавить на Листьева. Не получилось. Когда Хозяин узнал, что и Бейлису не удалось договориться с упрямым Листьевым, ему потребовалось всего десять минут, чтобы отдать приказ убить Влада.
Создается ощущение, что некоторые черты книжного Бейлиса "списаны" с реального рекламного магната того времени Сергея Лисовского, отмечает "Комсомольская правда". Как и Лисовский, Бейлис - бывший комсомольский работник. Люди Бейлиса ходят в популярную дискотеку "ЛИС’С". Известно, что Лисовский в свое время судился - и успешно - с несколькими известными столичными изданиями, связывавшими его имя с "делом Листьева". Между тем многие, кто хорошо знаком с Лисовским, считают, что "Лисовский - заказчик убийства Листьева - это из области полной паранойи".
В книге после гибели Листьева рекламными деньгами на ОРТ стал рулить Бейлис. С одним из крупных кремлевских чиновников - неким Кржижановским - Бейлис даже ездил в Африку на сафари. Кстати, самый известный любитель африканской охоты из кремлевских - бывший пресс-секретарь Ельцина Сергей Ястржембский. Вот как описывается в книге Кржижановский: "высокий, элегантный, с густой шапкой темных волос, стройный, похожий на актера". Сам Ястржембский тоже появляется в романе: он предложил следствию проверить показания свидетельницы, оказавшейся в итоге душевнобольной.
Еще один из главных героев романа - реальный руководитель следственной группы Генпрокуратуры Петр Трибой. Он сумел распутать самые трудные хитросплетения в деле, а затем его "ушли" в адвокатуру. Трибой редактировал опус Скуратова - убирал то, что, по его мнению, могло помешать следствию.
По сюжету книги исполнители убийства Листьева погибают один за другим, а когда следствие выходит на заказчиков - погибают Хозяин, а потом и сам Бейлис. После этого по сюжету дело затребовал Кремль. Бельского вызвал глава администрации президента: "полнеющий коротконогий человек в дорогом твидовом пиджаке с длинными, доходящими до кончиков пальцев рукавами", "сонные глаза полуприкрыты тяжелыми веками, мальчишеская челка прилипла к потному лбу". Нетрудно узнать тогдашнего главу администрации, теперешнего мужа ельцинской дочки Валентина Юмашева, отмечает газета. "Дело должно быть закрыто", - приказал книжный глава администрации книжному генпрокурору.
В интервью "Комсомолке" Скуратов пояснил, что хочет привлечь к "делу Листьева" внимание общественности и, прежде всего, внимание президента Путина. По его мнению, для раскрытия дела нужна "политическая воля", да и при этом шансов, что дело будет раскрыто - "50 на 50". "Было много попыток надавить на следствие через СМИ, подбрасывались разные версии, в том числе и из Кремля, из МВД, уводящие нас в сторону. Это был настоящий дурдом. Последний раз я докладывал президенту Ельцину, что все версии мы отбросили и работаем по основной, собираем доказательства против заказчика и выйдем на его арест. Но взять его под стражу была проблема. Во-первых, кремлевские связи. Во-вторых, мы отлично его личность изучили, знали все его возможности. В-третьих, деньги. В то время он мог обжаловать наши действия в суде. А в нашем суде - не только самом гуманном, но и самом управляемом - он мог бы добиться принятия решения об изменении меры пресечения. Если бы это произошло, то нас просто бы сожрали все наши недоброжелатели", - объяснил бывший генпрокурор реальную ситуацию.