статья День рождения номенклатуры

Борис Соколов, 06.11.2003
Обложка книги Михаила Восленского "Номенклатура" (М., 1991). Коллаж Граней.Ру

Обложка книги Михаила Восленского "Номенклатура" (М., 1991). Коллаж Граней.Ру

8 ноября 1923 года, в шестую годовщину Октябрьской революции, ЦК РКП(б) принял постановление о порядке подбора руководящих партийных и государственных работников. Еще в 1919 году в ЦК был создан учетно-распределительный отдел, ведавший распределением по ответственным должностям наиболее надежных и проверенных коммунистов. Уже к 1922 году учраспред произвел назначения на 10 тысяч постов. И вот в 1923 году постановление ЦК в основных чертах завершило формирование номенклатурной системы.

В дальнейшем в партийно-государственный обиход вошли выражения "номенклатура ЦК", "номенклатура обкома". Для масс существовала советская власть, которую они, пусть и весьма условно, особенно после принятия "сталинской конституции" 1936 года, но все-таки выбирали. Действительные же назначения на все посты осуществляли партийные органы, которые утверждали, в частности, и всех кандидатов в "народные" депутаты. Однако эта деятельность проходила под покровом тайны.

Согласно постановлению 1923 года было создано 7 комиссий по пересмотру состава работников основных государственных и хозяйственных органов, занимавшиеся, соответственно, промышленностью, кооперацией, торговлей, транспортом и связью, финансово-земельными организациями, системой просвещения и административно-советскими учреждениями. Отдельная комиссия курировала наркоматы иностранных дел и внешней торговли. Список 3500 наиболее важных постов, в том числе членов Совнаркома, ВЦИК, ЦИК СССР, членов президиумов и коллегий наркоматов, руководство ВЦСПС и ВСНХ и т.д., вплоть до руководителей крупнейших промышленных предприятий и кооперативов, составил номенклатуру # 1. Заместители начальников главков и управлений центральных органов попали в другой список – номенклатуру # 2, а руководители на местах составили номенклатуру # 3. Всего в номенклатуру ЦК РКП(б) тогда было включено 13 163 человека. Дальше следовали номенклатурные перечни работников, находящихся в ведении республиканских, областных, городских и районных комитетов партии.

Как отмечалось советском учебнике "Партийное строительство", изданном в начале 1980-х годов, "номенклатура – это перечень наиболее важных должностей, кандидатуры на которые предварительно рассматриваются, рекомендуются и утверждаются данным партийным комитетом (райкомом, горкомом, обкомом партии и т.д.). Освобождаются от работы лица, входящие в номенклатуру партийного комитета, также лишь с его согласия. В номенклатуру включаются работники, находящиеся на ключевых постах". Наряду с партийной, существовала подчиненная ей хозяйственная номенклатура. Были должности, относящиеся к номенклатуре министерства, главка и т.д. И, разумеется, ни в каких конституциях и законах номенклатура никогда не отражалась – только в документах с грифом "секретно" или, в крайнем случае, "для служебного пользования".

Инициатором официального оформления номенклатурных списков был генеральный секретарь ЦК РКП(б) Сталин. В апреле 1923 года на XII партсъезде он заявил: "Доселе дело велось так, что дело учраспреда ограничивалось учетом и распределением товарищей по укомам, губкомам и обкомам. Теперь учраспред не может замыкаться в рамках укомов, губкомов, обкомов... Необходимо охватить все без исключения отрасли управления". Система номенклатуры стала основой неограниченной диктатуры партийного вождя.

В наши дни новая номенклатура утверждается в администрации президента. И, похоже, дело идет к тому, что скоро в новом учраспреде будут назначать не только министров и руководителей государственных концернов, но и президентов частных корпораций. Случай "ЮКОСа" отражает эту тенденцию. Мы постепенно возвращаемся к системе, в которой власть абсолютно независима от воли избирателей, ибо все кадровые назначения осуществляются по номенклатурному принципу узкой группой никому не подотчетных лиц. Такая система в идеале требует диктатора на вершине пирамиды власти.

Сталин в свое время говорил: "В составе нашей партии... около 3-4 тысяч высших руководителей. Это, я бы сказал, генералитет нашей партии. Далее идут 30-40 тысяч средних руководителей. Это – наше партийное офицерство. Дальше идут около 100-150 тысяч низшего партийного командного состава. Это, так сказать, наше партийное унтер-офицерство".

Перед нами на военный манер построенная вертикаль исполнительной власти в отсутствие власти законодательной и власти судебной – тот идеал, к которому стремится нынешний российский президент. Генералы – это руководители силовых ведомств, министры, руководители президентской администрации, главы государственных концернов, полпреды в округах. В идеале туда хотели бы со временем добавить назначаемых губернаторов, а если будет реализована полностью программа государственного капитализма – то и главы всех крупных компаний, назначаемых президентом и его администрацией. Сейчас губернаторский корпус подправляют с помощью неприкрытого административного давления на выборах, а на руководство крупнейших компаний не без успеха влияют с помощью прокуратуры. Средний слой – это чиновники городского и районного звена, а унтер-офицеры – это руководители муниципалитетов, если будет осуществлена муниципальная реформа с назначением глав муниципальных образований. И нет ничего невероятного в том, что завтра в Россию вернется номенклатурная пирамида. До нее всего пара шагов.

Автор классического труда "Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза", изданного в СССР только в год его падения, Михаил Восленский писал: "Главное в номенклатуре – власть. Не собственность – власть". У номенклатуры путинского призыва, особенно из числа силовиков, задача другая – как можно быстрее трансформировать власть в собственность. И тот же Восленский заметил, что на ответственные посты обычно выдвигали людей, которые не слишком к этим постам подходили. Это делалось умышленно – чтобы человек ощущал, что он поставлен на это место только благодаря воле начальства и только лояльность начальству гарантирует его выживание. А поскольку бездарностью управлять легче, чем талантом, в номенклатуре преобладали люди неяркие, посредственные, иногда просто глупые. Стоит посмотреть на некоторых нынешних членов путинской команды, чтобы уяснить, что эта номенклатурная заповедь свято соблюдается.

Борис Соколов, 06.11.2003