В Афинах возобновятся слушания по делу Гусинского
29 сентября в афинском суде должно возобновиться слушание дела об экстрадиции российского бизнесмена Владимира Гусинского, которое было прервано 25 сентября по просьбе его адвокатов. Адвокаты попросили несколько дней для изучения новых документов, которые в Грецию прислала Генпрокуратура РФ.
В направленном в Грецию запросе об экстрадиции Владимира Гусинского расширена формула обвинения по сравнению с запросом, направлявшемся в Испанию в 2001 году. "К прежнему обвинению Гусинского в мошенничестве в ходе расследования было добавлено обвинение в легализации средств, нажитых незаконным путем, что нашло отражение в направленном в Грецию запросе", - сообщил агентству РИА "Новости" представитель Генпрокуратуры.
Предприниматель обвиняется в хищении путем мошенничества в крупном размере (статья 159 часть 3) и отмывании средств, добытых незаконным путем на общую сумму 2 млрд. 800 млн. рублей (статья 174 часть 3 УК РФ).
Запрос о выдаче Гусинского Генпрокуратура РФ направила в Грецию 18 сентября. Российский предприниматель был задержан 21 сентября в аэропорту Афин на основании международного ордера. Уголовное дело в отношении Владимира Гусинского было возбуждено Генпрокуратурой 17 сентября 2000 года по результатам проверки, проведенной в связи с обращением "Газпрома". Тогда Гусинскому было предъявлено обвинение "хищении средств путем мошенничества в крупном размере".
Дело о легализации преступных доходов было возбуждено в апреле 2001 года – сразу после того, как испанский суд признал российского предпринимателя невиновным. Следователи Генпрокуратуры надеются, что именно это обвинение повлияет на исход слушаний в афинском суде, тем более что в Европе очень болезненно относятся к фактам отмывания денег. В 2000 году были даже приняты Вольфсбергские принципы, значительно ужесточившие правила перемещения денежных средств на банковских счетах.
Однако, по мнению адвокатов Гусинского, новое обвинение легко оспаривается, та как, по мнению защиты, не было самого факта получения преступных доходов. Адвокаты утверждают, что $100 млн были получены господином Гусинским легальным путем в результате обычной коммерческой сделки с "Газпромом". Это косвенно признал и сам "Газпром", отказавшийся от финансовых претензий к "Медиа-Мосту". Официально же это подтвердил Черемушкинский районный суд Москвы, признавший начальника финансового управления "Медиа-Моста" Антона Титова (его обвиняли в соучастии в преступлениях, вменяемых Владимиру Гусинскому) виновным в мошенничестве, но невиновным в легализации преступных доходов. Это решение станет одним из аргументов адвокатов в афинском суде.
По расчетам защитников, судебное заседание в Афинах продлится недолго, и уже скоро их подзащитный сможет покинуть Грецию.
Через 5 дней после ареста греческий суд освободил Гусинского под залог в 100 тысяч евро до окончания слушаний по делу о его экстрадиции. Суд постановил, что предприниматель должен оставаться на территории Греции. Как сообщил РИА "Новости" адвокат Гусинского Доминго Пласа, его подзащитный "здоров, бодр и в пределах возможного чувствует себя хорошо". По словам адвоката, свобода передвижения Гусинского, условно освобожденного из-под стражи под залог до решения суда и находящегося в гостинице в Афинах, ограничена. Пласа также уточнил, что, хотя медиа-магнату наверняка бы не отказали в совершении поездок по стране на определенных условиях, он сам воздерживается от этого, чтобы "не усугублять из-за такой не существенной детали свое положение".
Гусинского уже арестовывали в Испании по просьбе российских властей в 2001 году, однако суд этой страны не нашел достаточных оснований для выдачи предпринимателя и выпустил его на свободу. Тогда интересы Гусинского также представлял Пласа. Сейчас по закону он не имеет права выступать в суде в качестве защитника, поскольку не является гражданином Греции. Однако он допущен к рассмотрению дела и греческие коллеги учитывают его прошлый опыт. 25 сентября в суде он выступал в качестве свидетеля.
Справка
Кого Греция выдавала России
В 1998 году в Греции был арестован и выдан России Андрей Козленок, бывший совладелец компании "Голден Ада", считавшийся важнейшим свидетелем по делу об "афере века" - вывозе из России в начале 90-х годов и незаконной продаже алмазов, золотых и серебряных ювелирных изделий на общую сумму свыше 183 миллионов долларов. В России Козленок был приговорен к шести годам лишения свободы.
В 1999 году был задержан и выдан России Владимир Дрямов, бывший президент концерна "Тибет". В России Дрямова приговорили к 15 годам лишения свободы, после чего суд уменьшил срок наказания до 9 лет.
В том же году Греция выдала Георгия Мирошника, бывшего помощника Александра Руцкого, обвинявшегося в хищении имущества Западной группы войск. Его приговорили к двум годам тюрьмы.
В июне 2000 года России одолжила у Греции осужденного там на 14 лет лишения свободы Владимира Татаренкова. России он был передан для участия в процессе по делу Анатолия Быкова в качестве свидетеля. В России Татаренков обвиняется в 15 убийствах, но судить его здесь смогут лишь после окончания срока действия греческого приговора.
В августе 2000 года в Россию был доставлен Дмитрий Жирнов, обвиняемый в убийстве.
В апреле 2002 года в Россию из Греции был этапирован Михаил Владимирцев, обвинявшийся в крупном мошенничестве.
В марте 2003 года Греция выдала России обвиняемого в вооруженном разбое и убийстве Игоря Ригина.
По материалам Граней.Ру
Справка
Кого России не выдают
1996 - США отказали в выдаче бывшего главы Всероссийского биржевого банка Александра Конаныхина. Он обвинялся в хищении $8,1 млн.
1998 - Польша отказала в выдаче бывшего советника президента РФ Сергея Станкевича. Он обвинялся в получении взятки.
2000 - Турция отказала в выдаче Магомеда Тагаева. Он обвинялся в содействии вторжению чеченских боевиков в Дагестан.
2001 - Испания отказала в выдаче Владимира Гусинского, обвиняемого в крупном хищении и мошенничестве.
2001 - Франция отказала в выдаче главы группы компаний МИКОМ Михаила Живило. Он обвинялся в организации покушения на губернатора Кемеровской области Амана Тулеева.
2002 - Саудовская Аравия отказала в выдаче Дени Магомерзаева и Ирисхана Арсаева, угнавших в Медину 15 марта 2001 года российский лайнер Ту-154 со 166 пассажирами на борту.
2001 - Грузия отказала в выдаче ближайшего соратника Бориса Березовского Бадри Патаркацишвили. Он обвиняется в организации попытки побега из-под стражи одного из бывших руководителей "Аэрофлота" Николая Глушкова.
2002 - Дания отказала в выдаче чеченского эмиссара Ахмеда Закаева. Генпрокуратура РФ обвиняет его в убийствах, похищениях людей, причастности к терроризму. В настоящий момент дело об экстрадиции Закаева рассматривается в суде Лондона.
2003 - Грузия отказала в выдаче чеченцев Хусейна Алханова, Рустама Эльхаджиева и Руслана Гелогаева, задержанных в августе 2002 году на российско-грузинской границе в составе группы из 13 вооруженных лиц. Пятеро из этой группы были выданы России по обвинениям в терроризме.
2003 - Лондонский суд закрыл дело об экстрадиции Бориса Березовского, который получил политическое убежище в Великобритании.
Справка
Заявление Елены Боннэр в связи с делом Гусинского
Задержание Владимира Гусинского в афинском аэропорту, последующий арест и отказ в освобождении из тюрьмы под залог вызывают недоумение и ряд вопросов в связи с тем, что российские правоохранительные органы до сих пор не представили никакие документы, обосновывающие их просьбу об экстрадиции Гусинского.
Первый из них. Действительно ли двусторонний договор между Россией и Грецией дает возможность каждой из сторон просить о задержании любого человека, при том что документы для обоснования такого задержания могут быть представлены позже? Я говорю о любом человеке, потому что в данном случае прошлые российские притязания на экстрадицию Гусинского уже были отклонены Испанией и Интерпол исключил его из своих списков. Если двусторонний договор между Россией и Грецией такое разрешает, то этот договор явно выходит за рамки международного права и нарушает ст. 9 Всеобщей декларации прав человека: "Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию".
Второй вопрос вытекает из первого: не разрушает ли этот договор принцип независимости современного суда, его демократические основы? Подумайте: 30 или 45 дней тюрьмы оттого, что две страны и их правоохранительные органы дружны между собой. Если продолжить эту мысль – двое судей по дружбе арестовывают любого на такой срок. А если впоследствии арест не будет обоснован, кто за это ответит?
Третий аспект задержания Гусинского – предсказуемая реакция российского общества. В стране, где год от году укрепляется идеология национал-шовинизма и, соответственно, растет антисемитизм, арест Гусинского будет способствовать этому опасному процессу.
И последний вопрос. Как известно, Гусинский был выжат российскими властями из масс-медиа России. Самый популярный телевизионный канал НТВ был разрушен по политическим причинам. Два других, последовательно создававшихся на его руинах, - тоже. Гусинский сумел в эмиграции неимоверно быстро создать новую телевизионную компанию RTVi. На сегодняшний день это главное телевидение для русскоязычных общин Израиля, Европы, Америки и даже Австралии. И могу свидетельствовать как зритель: эта станция с каждым днем становится, во всяком случае в сфере информационных программ, профессиональней, серьезней и интересней. Возможно, очередной поход против Гусинского имеет также целью вернуть под крыло российской официальной пропаганды многомиллионную рускоязычную аудиторию Запада, кстати, не самую бедную и достаточно влиятельную, чтобы Россия была в ней заинтересована.
Поэтому меня удивляет молчание вокруг ареста Гусинского правозащитных организаций, особенно тех, задачей которых является противодействие шовинизму, расизму, ксенофобии и антисемитизму, и тех, которые защищают право получать и распространять информацию.
Бостон, 28.08.2003
Дословно
Александр Гольдфарб
Попытки "достать" Гусинского и Березовского сделали из российского правосудия всемирное посмешище. Это все больше напоминает поучительную историю, произошедшую в одной банановой республике.
Грани.Ру, 29.09.2003
Борис Березовский
...Это решение (о предоставлении политического убежища в Великобритании. - Ред.) важно не только для меня – это прецедент для всего российского бизнеса. Времена, когда в нас видели только криминал, мафию, исчадие ада, закончились. Этим решением подведена черта. Волей обстоятельств в российском бизнесе нет никого более одиозного, чем я, и даже по мне, одиозному, принято вот такое беспрецедентное решение! Беспрецедентное раньше и создающее прецедент на будущее.
"Коммерсант", 12.09.2003
Из обращения российских правозащитников к властям Греции
...Мы имеем все основания полагать, что все обвинения, выдвигаемые против него (Владимира Гусинского. - Ред.), имеют политическую подоплеку и вызваны не его гипотетической противоправной деятельностью, а тем общественным влиянием, которое имел он и принадлежавшие ему СМИ в России.
Выдача Владимира Гусинского российским властям с большой вероятностью приведут к его аресту и фальсифицированному уголовному, а на самом деле - политическому процессу.
Колокол.Ру, 02.09.2003
Юрий Штерн
(Об аресте Гусинского)
Для меня это шок. Я думал, что инцидент будет улажен. Мне кажется, что российские власти допускают серьезную ошибку, показывая всему миру, как они умеют преследовать людей. Официально нашему государству трудно вмешаться в это дело, но по неофициальным каналам, безусловно, нам следует дать понять, что эта ситуация нетерпима. Я считаю, что преследование Гусинского наносит вред самой России и отношению в мире к России.
"Коммерсант", 28.08.2003