Путин решил отмолчаться в вопросе о "ЮКОСе"
В пятницу президент Росии Владимир Путин встречался в Кремле с руководством палат Федерального собрания, правительства, президиума Госсовета и лидерами фракций и ведущих общественных организаций. Борис Немцов рассказал Газете.Ру, что на встрече поднималась тема "ЮКОСа", но "формат нашей встречи был такой, что президент в основном молчал и слушал".
Лидер "Яблока" Григорий Явлинский, в свою очередь, сообщил по окончании встречи, что Путин выступает против чрезмерных репрессивных мер при урегулировании экономических нарушений.
Вместе с тем, сказал лидер "Яблока", президент России на встрече заметил, что "защита основных конституционных государственных норм должна вестись жестко".
Во вступительной речи Путин указал на три стратегические задачи развития страны. Он определил эти задачи как удвоение ВВП, преодоление бедности и модернизация Вооруженных cил.
"Все эти три задачи являются системообразующими и непосредственно связаны друг с другом", - сказал президент РФ.
Путин отметил, что у различных общественных и политических сил есть свои взгляды и подходы к решению этих задач, причем эти подходы порой не только различаются тактически, но и являются прямо противоположными. "Это вполне естественно в открытом демократическом обществе", - сказал Путин.
Вместе с тем он подчеркнул необходимость "договариваться и вырабатывать общую позицию" по основным ключевым подходам решения стратегических задач. "Такую серьезную масштабную работу можно и нужно делать только вместе, консолидировав ведущие политические силы и объединив интеллектуальные ресурсы России", - сказал президент. Путин заметил, что в настоящее время мало кто может предложить единственно правильный путь решения этой задачи. "Но решать ее надо, а поиск эффективности путей ее достижения вести вместе в открытом диалоге".
Он отметил, что интенсификация экономического развития и увеличение ВВП - не только экономическая задача. "Очень много здесь зависит от государственного управления, квалификации и профессионализма кадров, развития федеративных отношений и укрепления институтов местного самоуправления", - сказал глава государства.
"При этом главное - опираться на высвобождение частной энергии и инициативы, обеспечение реальных гарантий собственникам и повышение профессионализма управленческих кадров", - сказал Путин. Он подчеркнул также, что преодоление бедности и модернизация Вооруженных cил находятся в прямой зависимости от роста экономики страны. "Без свободной экономической деятельности и без действенной социальной политики нам ни одну из этих стратегических задач не решить", - сказал Путин.
Комментарий
"Главное - опираться на высвобождение частной энергии и инициативы, обеспечивать реальные гарантии собственникам", - внушал Иван Грозный Боярской думе. А в этот момент опричники переворачивали боярские дворы вверх дном и вешали домочадцев на воротах.
Дословно
Аркадий Вольский
(На встрече с президентом)
Была нормальная, стабильная обстановка, но начались действия, нарушающие ее. На носу выборы и в Думу, и президента, и поэтому необходимо поддерживать стабильность. Прошу силовые министерства, всех: не надо взрывать эту стабильную обстановку... Почему сначала сажают, а потом разбираются, а не наоборот... Речь идет о стабильности, а не о Платоне Лебедеве и "ЮКОСЕ".
Интерфакс, 11.07.2003
Максим Шеин
(О влиянии ситуации вокруг "ЮКОСа" на фондовый рынок и российскую экономику)
Пятница ничем не отличалась от предыдущих двух дней: активные продажи акций нефтяных компаний, стремительное падение индекса "РТС". Инвесторы хотели коррекцию, но, очевидно, не такую. Если власть хотела "зачистить территорию" перед предвыборной гонкой, то ей это удалось. А известия о выемках документов в офисах "Сибнефти" и "ЮКОСа" только подливали масла в огонь. Естественно, в ситуации, когда лидеры российской экономики находятся под прессингом, никакие блестящие фундаментальные показатели не способны вернуть веру в рост их котировок. Инвесторы нервничают, потому что знают, что представитель правоохранительных органов в России никогда не подойдет просто, чтобы спросить который час. Потому что в России действует принцип "простили, но не забыли".
Конечно, рынок был сильно разогрет с начала года, и для коррекции был нужен хороший повод. Но не потеряет ли Россия имидж стабильной страны в глазах большого капитала? И как удвоить ВВП без нефтяных компаний?
ПРАЙМ-ТАСС, 11.07.2003
Майкл Макфол
...Президент изменил правила игры. Экономические сделки прошлых лет, одно время считавшиеся не подлежащими пересмотру, сегодня внезапно оказались под вопросом. Если теперь действуют новые правила игры, тогда предъявленные г-ну Лебедеву обвинения - что он незаконно приобрел имущество в ходе приватизации в 1994 году компании по производству удобрений "Апатит" - или им подобные сделки могут быть вменены в вину практически любому бизнесмену, который работал в России в начале 1990-х годов.
Если эти новые неформальные правила пересматриваются с единственной целью отпугнуть г-на Ходорковского от политики, тогда арест г-на Лебедева является еще более отрезвляющим. Это значит, что россиянам не позволяется пытаться влиять на исход выборов...
Произвольный диктат государства не только недемократичен. Он вреден для бизнеса. Государство, не ограничиваемое системой сдержек и противовесов, главенством закона, тщательным мониторингом со стороны независимых средств массовой информации или волеизъявлением избирателей, является непредсказуемым в лучшем случае, грабительским - в худшем. Две недели назад г-н Лебедев, вероятно, стал бы утверждать, что экономические достижения президента Путина перевешивают его недостатки в области демократизации. Сегодня, надо думать, он переменил свое мнение. То же самое следует сделать и всем нам.
Wall Street Journal / ИНОСМИ, 09.07.2003
Михаил Ходорковский
(После допроса в Генпрокуратуре)
Я, естественно, человек достаточно информированный и предполагал, зачем меня туда вызывают... Все, что сейчас происходит, на мой взгляд, располагается за пределами правового поля - то есть по форме все законно, а по сути совершенно нет. И поэтому я был готов к тому, что будет проведена вежливая попытка представить законными в общем-то незаконные действия... Если в данном случае мы видим со стороны правоохранительных органов тень попытки создать ощущение 70-х годов, то мое поколение к этому в общем готово.
...Несомненно, когда мы принимали решение о слиянии "ЮКОСа" с "Сибнефтью", я отдавал себе отчет, что такая серьезная экономическая структура, вполне мирового уровня, не может не вызвать борьбы за себя между различными группировками. Не как самоцель, естественно, а как один из факторов в последующей борьбе за власть. Хотя, откровенно говоря, я думал, что последние 15 лет привели к тому, что формы этой борьбы значительно цивилизуются. Как видите, в этом прогнозе я несколько ошибся... Мы являемся своего рода вызовом самим фактом своего независимого существования. Мы самая крупная в стране компания, и мы компания независимая. Я понимаю, что этот факт неприятен, особенно тем людям, которые мыслят в стилистике старых, скажем так, взглядов. Но при этом даже они на сегодняшний день понимают, что собственно компанию трогать нельзя...
По моему мнению, мы имеем дело с начавшейся борьбой за власть между различными крыльями в окружении Владимира Путина... Это не попытка удара по компании, это попытка удара по тем людям, которые принимают конкретные решения... Cама стилистика работы нашего президента заключается в том, что он старается не вмешиваться в подобные процессы. При всем прочем, при довольно непростом характере Владимир Владимирович является человеком достаточно откровенным в таких вопросах. И если у него есть претензии, он их прямо высказывает. А мы стараемся, чтобы эти претензии не разрастались.
ТВ-2 (Томск) / GZT.Ru, 05.07.2003
...Никаких поползновений и посягательств в отношении компании со стороны органов государственной власти не происходит. По определенным причинам, не связанным с деятельностью компании, на сегодняшний день проводится политика юридического выяснения отношений. Ни руководителей компании, ни ее производственно-хозяйственной деятельности это не касается. Это касается отдельных акционеров компании.
"Эхо Москвы", 05.07.2003
Борис Березовский об атаке на "ЮКОС"
(По поводу атаки на "ЮКОС")
Миша (Михаил Ходорковский. - Ред.) – технолог очень хороший. Он правильный человек на позиции премьер-министра, тут у меня никаких сомнений нет. Из всех, кого я знаю, он лучший. Но в то же время... Он же поддерживал коммунистов в 96-м, пока не было принято общее решение бизнес-сообщества поддержать только Ельцина. Собственно, и многие олигархи поддерживали. Особенность наших олигархов вообще состоит в том, что они не умеют создавать процесс, они боятся создавать процесс, они встраиваются в процесс. Так было и в 96-м, и в 99-м. А где Ходорковский был в 99-м году? Где вы были, товарищ? А Ходорковский отсиживался и выжидал, кто победит – Примаков или Путин. И он точно так же побежал бы к Примакову, как он побежал к Путину. Но наступил момент, когда он понял, что власть не реализует, а, наоборот, препятствует достижению тех экономических целей, которые преследует компания. И замахнулся на политику. И получил по носу.
...Не боец. Я так представляю себе. Безусловно, на определенном уровне противостояния он серьезный оппонент, но только не с властью. Он боится.
...Cейчас задача власти, чтобы он замолчал – не только не говорил, но и перестал делать самостоятельные шаги в политике. А следующим шагом, если Путин будет переизбран, он будет отбирать собственность.
"Коммерсант", 09.07.2003
Статьи по теме
Премьер против арестократов
Заявление Михаила Касьянова о неуместности ареста Платона Лебедева - первая негативная реакция на действия Генпрокуратуры, раздавшаяся с самого верха. Возможно, вскоре заговорят об отступлении "силовиков" и контрнаступлении "семейных". Впрочем, премьер не впервые выступает против "генеральной линии", но до сих пор это редко приводило к серьезным последствиям. Ни для него самого, ни для "линии".
Тьма, которая пришла слишком рано
Дэвид Саттер, проработавший несколько лет в Москве корреспондентом Wall Street Journal и New York Times, издал книгу о сегодняшней России под названием "Тьма на рассвете". По мнению американского наблюдателя, нынешнее печальное состояние российского общества отнюдь не является результатом поражения экономических реформ начала 90-х - напротив, это следствие их успеха. Немало места уделяет автор и обстоятельствам прихода к власти президента Путина, в частности, возможной причастности ФСБ ко взрывам жилых домов осенью 1999 года.