Задержан один из совладельцев "ЮКОСа"
В среду правоохранительные органы задержали в Москве председателя совета директоров ЗАО МФО "МЕНАТЕП" и одного из совладельцев нефтяной компании "ЮКОС" Платона Лебедева, сообщает Интерфакс. Вечером того же дня его допросили следователи Генпрокуратуры. Об этом сообщил пресс-секретарь Лебедева Юрий Котлер. По его словам, в среду вечером Лебедев и адвокаты компании находились в прокуратуре и поэтому не могли прокомментировать сложившуюся ситуацию. Пресс-секретарь также заявил, что не располагает информацией о том, на каком основании был задержан Лебедев. "Мы считаем это задержание незаконным и адвокаты МФО "МЕНАТЕП" готовят протест", - сказал Котлер.
Между тем, по данным Управления информации и общественных связей Генпрокуратуры России, основанием к возбуждению уголовного дела и задержанию Лебедева послужили материалы проверки обращения депутата Госдумы, заместителя председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Владимира Юдина. "Лебедев подозревается в хищении в 1994 году 20% пакета акций ОАО "Апатит", принадлежащего государству, на сумму $283,142 млн", - говорится в сообщении управления. Кроме того, там отмечается, что сейчас Лебедева допрашивают следователи Генпрокуратуры.
Международное финансовое объединение "МЕНАТЕП", которое возглавляет Лебедев, является одним из подразделений группы "МЕНАТЕП". Эта группа в свою очередь контролирует 61% компании "ЮКОС" по поручению ее нынешних менеджеров, в том числе известного российского бизнесмена Михаила Ходорковского, сообщает BBC. Платон Лебедев владеет 7% "МЕНАТЕПа", что равно 4,25% "ЮКОСа", а стоимость этого пакета акций, по данным Reuters, составляет 1,3 миллиарда долларов.
По данным агентства, Лебедев играет важную роль в запланированном на этот год окончательном слиянии "ЮКОСа" с компанией "Сибнефть", что значительно увеличит политическое влияние менеджеров "ЮКОСа".
Кроме Лебедева Генеральная прокуратура задержала руководителя одного из подразделений службы безопасности "ЮКОСа" Алексея Пичугина и предъявила ему обвинение в организации убийства двух человек 20 ноября 2002 года. Об этом сообщил Интерфакс со ссылкой на заявление Генпрокуратуры. Георгий Кагенер, адвокат Пичугина, заявил, что считает "саму формулу обвинения провокацией". "Какими доказательствами располагает прокуратура, не известно. Я думаю, что это или кому-то выгодно, или хотят, чтобы человек сломался и что-то рассказал, что от него будут требовать", - сказал адвокат. "Пичугин был крестным отцом сына некоего Горина. Мой подзащитный якобы обратился к нему, чтобы устроить акцию устрашения одной из сотрудниц отдела по общественным связям в правительстве Москвы. Горин подыскивает исполнителей и устраивает взрыв. Позже он просит Пичугина взять его жену на работу, и тот отказывается. Горин начинает якобы шантажировать Пичугина, что расскажет о взрыве, и тогда Пичугин принимает решение устранить Горина вместе с семьей. Ясно, что все обвинения притянуты за уши, " - утверждает Кагенер. "19 июня были произведены обыски на рабочем месте и в квартире Пичугина. Сотрудники прокуратуры изъяли сейф, принадлежавший ему и в нарушение норм не произвели вскрытие сейфа при понятых. Через два дня Генпрокуратура выходит в суд с ходатайством о заключении его под стражу, которое удовлетворяется. И 26 июня Пичугину предъявляется обвинение," - сказал адвокат. По его мнению, "обыски были проведены с нарушением правовых норм, а суд безосновательно решил заключить Пичугина под стражу".
В четверг днем адвокат Пичугина обжаловал в Мосгорсуде решение об аресте своего подзащитного.
Кроме того, под следствием находится еще один бизнесмен, связанный с "ЮКОСом". Источники Интерфакса в правоохранительных органах сообщили агентству, что следственное управление МВД подозревает генерального директора одного из предприятий "ЮКОСа" - "Восточной нефтяной компании" - Рамиля Бурганова в том, что он в 1998 году присвоил государственные акции на сумму более одного миллиарда рублей. Источники утверждают, что руководитель "Восточной нефтяной компании" скрылся от правоохранительных органов и сейчас находится в розыске. При этом, якобы, обвинение ему было предъявлено еще в 2001 году.
Комментируя эту информацию, пресс-секретарь НК "ЮКОС" Александр Шадрин сообщил Агентству нефтяной информации, что компания "не понимает сути обвинений, предъявленных Бурганову". В качестве подтверждения законности владения НК "ЮКОС" акциями ОАО "ВНК" он привел письмо руководителя Российского фонда федерального имущества министру внутренних дел РФ Борису Грызлову, в котором, по словам пресс-секретаря, говорится, что государство не имеет никаких претензий к НК "ЮКОС" по вопросам ее прав собственности на ОАО "ВНК".
Комментарий
В нынешних событиях вокруг "ЮКОСа" бросается в глаза синхронность ударов правоохранительных органов, наносимых с трех разных сторон. Общественность практически одновременно узнала и о задержании одного из основных акционеров компании Платона Лебедева, и об аресте ведущего сотрудника службы безопасности Алексея Пичугина, и о расследовании в отношении гендиректора ВНК Рамиля Бурганова. Такие совпадения редко бывают случайными. По всей видимости, речь идет о "наезде по полной программе", санкция на который могла быть дана лишь в Кремле – слишком велика значимость "ЮКОСа" в отечественной экономике и политике. Вопрос в том, зачем это Кремлю понадобилось.
В раннепутинское время так называемое "равноудаление олигархов" преподносилось как принципиальный курс на ограничение влияния частного бизнеса на государственную власть. Внутри страны такая популистская политика укрепляла рейтинг молодого и энергичного президента. Да и на Западе многие были готовы посмотреть сквозь пальцы на изничтожение независимых от государства СМИ в надежде на то, что государство в России станет независимым от частных и групповых экономических интересов. Не сказать чтобы эти надежды сбылись – коррупции в стране меньше не стало. Однако политических амбиций у лидеров бизнеса и в самом деле поубавилось. Совсем недавно президент Путин с удовлетворением констатировал, что сам термин "олигарх" уже неприменим к нынешней российской ситуации.
Да, в последнее время немало говорилось о том, что Михаил Ходорковский не прочь попробовать себя в политике на какой-нибудь неплохой должности – скажем, премьерской. Однако главный владелец "ЮКОСа" слишком хорошо понимает зависимость своего бизнеса от власти, чтобы осмелиться на самостоятельную политическую игру. И его заявления о готовности финансировать квазиоппозиционные партии типа СПС и "Яблока" вряд ли сделаны вопреки воле Кремля – в конце концов, кто-то должен обеспечить видимость конкуренции на парламентских выборах. Между тем президент и его окружение должны понимать, что "наезд" на крупнейшую в России компанию, завоевавшую себе прочную международную репутацию, чреват большим ущербом для страны. Однако, по-видимому, кремлевские чекисты очень хотят прополоть политическую поляну так, чтобы на ней никаких олигархов уже не выросло. И стремятся к этой цели, не считаясь ни с какими затратами.
Справка
Лебедев Платон Леонидович
Лебедев Платон Леонидович родился 29 ноября 1959 г. Он является заместителем председателя правления промышленной компании "РОСПРОМ", членом совета директоров банка "МЕНАТЕП". Женат, имеет двоих детей.
В 1981 году Лебедев окончил МИНХ им. Плеханова, затем работал во внешнеторговом объединении "Зарубежгеология". С 1990 г. работает в банке "МЕНАТЕП", занимал должности начальника валютно-финансового управления, начальника Главного валютного управления (1992—1993), президента банка (1993—1995).
В декабре 1995 г. Лебедев стал заместителем председателя совета директоров, первый заместителем председателя Правления компании "РОСПРОМ". С февраля 1997 г. — заместитель председателя правления управляющей компании РОСПРОМ-ЮКОС.
В феврале 1998 г. он стал вице-президентом нефтяной компании ЮКСИ по переработке, сбыту и нефтехимии.
Дословно
Михаил Ходорковский
(О задержании Платона Лебедева)
По характеру действий это очень походит на то, что мы читали в последнее время об "оборотнях в погонах", которые шантажировали малый бизнес.
Агентство нефтяной информации, 02.07.2003
Марина Исаханян
(О влиянии задержания Платона Лебедева на российский фондовый рынок)
Сегодняшняя новость относительно ареста главы группы "МЕНАТЕП" Платона Лебедева естественным образом отрицательно повлияет не только на котировки компании и весь сектор нефти, но и на весь российский фондовый рынок. Государство в очередной раз показало, что в любой момент оно способно дезавуировать релевантность всех спекуляций относительно концентрации административного ресурса, степени влияния и проч. и показать, что спокойно у нас в стране не может чувствовать себя никто.
Оставляя за рамками своей компетенции рассуждения относительно справедливости юридического преследования наших олигархов, скажем лишь, что, на наш взгляд, абсолютным фактом является лишь то, что любая из крупных на сегодняшний день компаний имеет "скелет в своем шкафу", что и дает государству практически неограниченный ресурс влияния на них, если оно (государство) не хочет объявить своего рода амнистию. Банально было бы повторять, что в основе всех больших состояний лежат разной степени тяжести нарушения и преступления (что справедливо не только для России), и именно этот труднооспоримый факт увеличивает политические риски всего частного капитала в нашей стране сегодня.
Естественно, идя на такое громкое дело, представители властных структур имели свои четко поставленные цели и сегодня, в зависимости от того, насколько быстро и на каких условиях удастся собственникам "ЮКОСА" уладить этот конфликт, можно будет судить о том, насколько мощным или нет является этот ресурс в руках государства, а вернее, насколько далеко оно готово зайти в его применении. Это и будет в определенной степени определять инвестиционный климат в России.
Интересным, на наш взгляд, является еще один момент - эта акция была проведена именно в тот момент, когда капитализация компании достигла своих исторических максимумов и "ЮКОС" по своим ценовым коэффициентам превысил некоторые крупные компании emerging markets и разговоры о степени влияния Михаила Ходорковского достигли своего апогея. Именно это заставляет нас быть в определенной степени уверенными, что проблемы, которые возникли сегодня у группы не удастся разрешить быстро и безболезненно. Отсюда и соответствующие последствия для акций "ЮКОСА", которые будут оставаться волатильными до того момента, когда будут сняты имущественные вопросы к собственникам компании (в первую очередь, это касается ВНК).
Последнее замечание - если действительно процесс разбирательства вокруг фигуры главы "МЕНАТЕПа" затянется надолго, то в определенной степени это может положительно сказаться на акциях Газпрома, т.е. бумага в определенной степени может стать "защитной", поскольку к этой компании вряд ли у государства возникнут претензии, если даже для них бы и был повод.
ПРАЙМ-ТАСС, 03.07.2003
Максим Шеин
В связи с арестом акционера ЮКОСа Платона Лебедева:
В последнее время фигура министра внутренних дел РФ Бориса Грызлова замелькала в новостях об активных действиях правоохранительных органов. Возможно, это совпадение, но в поле зрения прокуратуры вдруг попали люди, имеющие отношение к ЮКОСу - компании, которая финансирует "яблочников" и СПС".
РБК, 03.07.2003
Борис Немцов
В связи с арестом акционера ЮКОСа Платона Лебедева:
Я считаю, что это политическое дело, несмотря на то что Платон Лебедев политикой не занимался. Арест Лебедева - это месть власти за попытки ЮКОСа активно участвовать в политической жизни страны.
РБК, 03.07.2003
Статьи по теме
Пришли и говорят
Три года назад, когда новая власть определялась в отношениях с доставшимся в наследство от Бориса Ельцина крупным бизнесом, в одной деловой газете шутили: у нас, мол, всегда "дежурная шапка" наготове имеется. Про то, что "вчера представители генеральной прокуратуры пришли за..." А затем - вписывается нужная фамилия или название компании. То, чем ознаменовался конец июня – начало июля нынешнего, чем-то смахивает на те времена. "Заглянув" в ГУВД, МЧС и к пограничникам, пришли в "ЮКОС". Кто следующий?