Онищенко: Чума свиней пришла в Россию из Грузии
Эпидемия свиной чумы, поразившая юг России, пришла из Грузии. Об этом главный санитарный врач Геннадий Онищенко заявил в эфире программы Hard Day's Night на телеканале "Дождь". По его словам, вспышка заболевания - не биологическая война, но ее можно расценивать как "экономическую диверсию".
"Надо быть последним идиотом, чтобы вести биологическую войну. Ее невозможно вести. А вот сделать как в классическом советском мультфильме - маленькую пакость - можно", - сообщил глава Роспотребнадзора.
По его мнению, АЧС безопасна для человека. Однако, сообщил Онищенко, все поголовье свиней, которое поражено заболеванием, должно быть уничтожено. "Во-вторых, из регионов, где есть чума свиней, нельзя вывозить такой продукт, как зерно", - отметил он.
Заявления Онищенко о происхождении свиной чумы голословны и осложняют и без того непростые отношения Москвы и Тбилиси, заявил председатель комитета грузинского парламента по вопросам евроинтеграции Давид Дарчиашвили. По мнению министра сельского хозяйства Грузии Бакура Квезерели, африканская чума свиней не могла попасть на территорию России через грузинский порт Поти.
"Высказывание Онищенко является безосновательным и носит политический характер, - сказал Квезерели. - Это заболевание распространяется через продукцию, а так как между Грузией и Россией нет торговых отношений, то появление африканской чумы свиней в России из Грузии невозможно".
В марте 2006 года на фоне обострения российско-грузинских отношений Геннадий Онищенко отозвал санитарные заключения на грузинское и молдавское вино, а в апреле запретил и оборот этой продукции на территории России. В мае 2006 года Онищенко по той же схеме запретил импорт и оборот в России минеральной воды "Боржоми" (позже к ней прибавилась и "Набеглави"). Запреты с молдавского вина в 2008-2010 годах постепенно были сняты после смены власти в Молдавии, запреты на импорт товаров Грузии сохранились. В январе 2010 года Онищенко заявил, что технически возобновить поставки запрещенных напитков из Грузии несложно, однако "нет желания грузинской стороны".