Российские журналисты выиграли дело в Страсбурге
Европейский суд по правам человека в Страсбурге признал Россию виновной в нарушении права на свободу выражения мнения. Как говорится на сайте суда, это решение вынесено по итогам рассмотрения жалобы редакторов екатеринбургской газеты "Д.С.П." и владивостокского издания "Арсеньевские вести". Российские суды признали их виновными в клевете на чиновников и в нанесении ущерба их репутации. По мнению ЕСПЧ, в обоих случаях эти журналисты публиковали информацию, которая заслуживала общественного внимания, и имели на это полное право. Что касается чиновников, которые подали на журналистов в суд, то им следует признать, что в силу их статуса "границы допустимой критики в их адрес должны быть шире, чем для частных лиц", говорится в сообщении суда.
В статье в "Д.С.П." утверждалось, что областной премьер Алексей Воробьев состоял в гомосексуальной связи с бывшим московским чиновником Сергеем Капчуком, которому он якобы подарил за счет областного бюджета квартиру в Москве. Суд Екатеринбурга приговорил редактора газеты Яну Порубову к полутора годам исправительных работ, потом амнистировал, но судимость сохранил.
Три учредителя приморской газеты "Арсеньевские вести" - Татьяна Романенко, Ирина Гребнева и Владимир Трубицын - были приговорены к штрафу за статью "Вся власть из леса" о несанкционированной торговле лесом.
В обоих случаях Европейский суд признал нарушение 10 статьи конвенции о защите прав человека: права на свободу выражения мнения. Действия журналистов не давали достаточно оснований для ограничения свободы слова, и власти преследовали их неправомерно, считают в Страсбурге.
Суд обязал Россию выплатить приморским журналистам по 860 евро за понесенный финансовый ущерб, а также по тысяче евро за моральный ущерб. Яна Порубова возмещения не требовала. В Страсбурге признали также, что ее права были нарушены, поскольку ее дело в России рассматривалось в закрытом режиме.
У России теперь есть три месяца на то, чтобы обжаловать решение Европейского суда.
Дословно
Ирина Гребнева
Если нас захотят закрыть, то им все равно придется обращаться в суд. Поэтому все аргументы мы прибережем для этого возможного процесса. Я думаю, что губернатору Дарькину наша газета не нужна.
"Коммерсант", 07.11.2008