Искривление генеральной линии
В будущем году исполнится 2500 лет битве при Марафоне. Вот только что именно будут отмечать греки, а может, и персы?
Самый ранний летописец, Геродот, писавший историю греко-персидских войн по горячим следам, рассказывает, что гонец по имени Фидиппид был послан из Афин в Спарту перед сражением за подмогой. "Там он предстал перед властями и сказал вот что: "Лакедемоняне! Афиняне просят вас помочь им и не допустить порабощения варварами древнейшего города в Элладе". Решено было помочь афинянам, но выступить в поход тотчас спартанцы не могли: они справляли праздник Карнеи (в честь Аполлона) и должны были еще девять дней дожидаться полнолуния. Естественно, подмога пришла к шапочному разбору.
Спустя пять веков Лукиан придумал совсем другой сюжет про марафонского бегуна: будто бежал он с поля боя в Афины, дабы возвестить о победе, и так изнемог в дороге, что, добежав, умер с радостной вестью на устах. Как более эффектная, эта версия и вошла в коллективную память.
Почему бы не восстановить историческую истину? Во-первых, тогда легкоатлетам придется бежать на Олимпиадах и других официальных соревнованиях не 42 километра 195 метров, как сейчас (что, впрочем, тоже не соответствует реальному расстоянию от Марафона до Афин), а 220 километров. А во-вторых, истина менее красива.
И так за что ни возьмись. Недавно мне понадобилось прочесть про Констанцский собор, на котором был осужден к сожжению Ян Гус. Перевернул страницу - и увидел совершенно неизвестное мне изображение Гуса: с бритым круглым лицом. Откуда же взялись борода и орлиный нос на знаменитом портрете Гольбейна? Оказывается, Гольбейн спутал Гуса с его сподвижником Иеронимом Пражским. С него и пошло.
Карлейль во "Французской революции" говорит, что история - это квинтэссенция молвы (distillation of rumour). Мопассан назвал историю экзальтированной лживой старухой (l'histoire, cette vielle dame exaltée et menteuse). А известный американский публицист, выходец из России Макс Лернер заметил, что историю пишут победители и выжившие. Кто сравнил историю со старой заплесневелой булкой, напоминать излишне.
Если бы победители лгали для красного словца, это было бы еще полбеды. Они переписывают историю, чтобы замазать собственные грехи и легитимировать свое положение. Официальная истории династии Романовых начинается легендой о подвиге Ивана Сусанина. При каждом новом монархе скрижали переписывались заново. Исчезали целые царствования. В XVIII веке упоминание даже в частном разговоре имен Григория Отрепьева, Василия Шуйского, Мазепы, Разина было чревато тяжкими последствиями. Борис Годунов фигурировал в государственном агитпропе исключительно в негативном смысле. При Елизавете Петровне были изъяты из оборота монеты и другие изображения малолетнего императора Иоанна Антоновича, которого Елизавета заточила в каземат без суда и следствия, будто мальчика и не было.
Президент Медведев убежден, что авторитетным экспертам стоит только собраться, чтобы установить историческую истину, что в истории есть "абсолютно очевидные вещи": "Нельзя называть, допустим, агрессором того, кто оборонялся".
Но пусть он соберет комиссию российских и французских экспертов для выяснения вопроса о том, кто выиграл Бородинскую битву. Наполеон - агрессор, а Александр - освободитель? Но Наполеон освободил завоеванные территории от прогнивших монархий, заменив их республиканским строем, уничтожил сословные привилегии и крепостное право, дал гражданские права, а Александр вернул Францию и Испанию Бурбонам. Хороша и освобожденная Россия с аракчеевщиной, военными поселениями и шпицрутенами.
Последний по времени всплеск активности борцов с "фальсификациями в ущерб" случился по случаю выхода в свет книги преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова "Трагедия России. "Запретные" темы истории XX века". И дело даже не в самой книге, а в отзыве о ней Архиерейского синода Русской православной церкви за границей. Как посмели архиереи РПЦЗ без ведома и разрешения своего главного начальства, Московской патриархии, утверждать, что генерал Власов не предатель?! И вот уже близкий, по слухам, к светским властям архимандрит Тихон (Шевкунов) горько упрекает "зарубежников" за сочувствие изменнику.
Власов и власовское движение - сложная, больная, неоднозначная тема. Кавалерийским наскоком тут ничего не решишь. Вспомним хотя бы, что "литературным власовцем" советская пропаганда называла Александра Солженицына. А Владимир Путин к нему в гости ездил, чай пил, о смысле жизни беседовал.
Стыдно смотреть на то, каким оголтелым нападкам подвергается автор книги "Трагедия России" о. Георгий - человек редких по нынешним временам чистоты и благородства, суждений ясных, честных и беспощадных. Многие смотрят сейчас на него как на нового "православного диссидента", ожидают репрессий, осуждения, а то и отлучения еретика. Ведь как оскорбил церковь и ее неофитов, которые "готовы придать нашей современной церковной жизни черты, с одной стороны, комбината ритуально-бытовых услуг, а с другой - новой организации, которая избавит их от тяжелого бремени ответственности и свободы... Перепуганные постсоветские обыватели находят в ней, как им кажется, тихую заводь, позволяющую стройными рядами идти теперь уже не светлое коммунистическое будущее, а в Царство Небесное".
На такого человека не набрасываться надо с разным вздором, а благоговейно внимать ему - авось поумнеете.
Статьи по теме
Крест, звезда и свастика
Позиция РПЦЗ, остающейся церковью последовательных русских националистов и в значительной мере потомков власовцев, в этом плане другая. Власов - это Россия. Точнее, провинциальная Россия - готовая при случае взяться за оружие, чтобы попытаться сбросить власть ненавистного директивного центра.