статья Над ущельем во лжи

Андрей Пионтковский, 03.08.2009
Андрей Пионтковский в суде. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Андрей Пионтковский в суде. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Спор между кремлевскими национал-клептократами и глобоклептократами, впервые вывалившийся в публичное пространство год назад в ходе дискуссии о целесообразности взятия Тбилиси, вновь обострился.

Для обеих группировок правящей бригады жизненно необходимо поддержание управляемой клокочущей телевизионной ненависти к Западу. Никакой другой идеологии и никакого другого оправдания своему режиму эти обвешанные, как дикари, погремушками из золота и крокодиловой кожи олигархи и патриархи предложить обираемому и окормляемому ими народу не способны. Их тактические разногласия сводятся к степени допустимой конфронтации с Западом. Глобоклептократы более осторожны и меньше подвержены страстям.

Их точка зрения была озвучена, например, в последнем телевизионном общении г-на Медведева с "народом". Как бы продолжая незримую полемику с коллегами, престолоблюститель начал с разъяснения, что Запад нужен "нам" как источник высоких технологий и финансовых ресурсов. По-альхеновски застенчиво умолчав о том, что прежде всего Запад нужен "им" как гарант сохранения их нажитых непосильным трудом общаков (Millhouse, Gunvor и десятки других менее известных).

Национал-клептократы чрезвычайно активно разворачивали операцию "Грузинский Глейвиц" - ежедневные вбросы информации о готовящемся нападении Грузии на Россию - непосредственно перед визитом Обамы в Москву. Видимо, в Москве действительно предвкушали "перезагрузку" как грядущее получение от Вашингтона ярлыка на "финляндизацию" постсоветского пространства.

Июльский саммит развеял эти иллюзии. Кремлевским стало ясно, что цена второй грузинской будет чрезвычайно высокой как для режима в целом, так и для его выдающихся представителей. Десуверенизацию Грузии решено было отложить до лучших времен. Все разговоры о неминуемом нападении грузинской военщины резко оборвались где-то в начале июля.

И вдруг дня три-четыре назад они снова как по команде возобновляются, сразу же поднявшись на небывалую маразматическую высоту. "Президент" Кокойты потребовал какое-то ущелье на том основании, что там родились выдающиеся сыны осетинского народа. Вслед за ним начальник российского Генштаба (который, кстати, был чрезвычайно активен в июньской пропагандистской кампании) сделал резкое политическое заявление, явно вторгаясь в сферу компетенции высшего гражданского руководства.

Что же произошло? Неужели вице-президент США Джо Байден так достал всех своими справедливыми, но в дипломатической практике не принятыми оценками? Как тут не вспомнить нашего великого поэта: "Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство".

Или, наоборот, национал-клептократов ободрил отказ знатного иноземца предоставить Грузии противотанковые ракеты и средства ПВО? А может быть, обострившийся внутриполитический конфликт потребовал внешнего разрешения для патриотической консолидации утомленных кризисом масс?

Не знаю. О кремлевских оппонентах можно было бы сказать "чума на оба ваших дома". Оба лагеря ведут страну к катастрофе, обрекая ее уже в среднесрочной перспективе на роль придатка Срединной империи. Но вторая грузинская, как и третья чеченская, о которой подумывает одна из кремлевских группировок, резко эту катастрофу форсирует.

Андрей Пионтковский, 03.08.2009