Россия и Армения создадут единую систему ПВО
Россия и Армения создадут объединенную систему ПВО, аналогичную существующей с Белоруссией. Об этом, как сообщает РИА "Новости", в пятницу заявил генеральный секретарь Организации договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа.
Он пояснил, что созданная Россией и Белоруссией объединенная система ПВО – это только часть работы, которая проводится в рамках ОДКБ. Руководство организации предполагает, что такая же совместная двусторонняя система будет создана Россией и Арменией. В настоящее время, по словам Бордюжи, также согласовываются нормативные документы о создании объединенной системы ПВО в Центральноазиатском регионе. Этот документ находится на рассмотрении.
На первом этапе создание объединенных систем ПВО намечено в трех регионах – Восточноевропейском, Кавказском и Центральноазиатском. Затем планируется выйти на более высокую ступень, начав координировать деятельность всех региональных систем, вырабатывать единые правила несения боевого дежурства, а также систему обмена информацией.
3 февраля Россия и Белоруссия заключили соглашение о совместной охране внешней границы союзного государства в воздушном пространстве и создании единой региональной системы противовоздушной обороны. Документ был подписан в Кремле по итогам заседания Высшего госсовета союзного государства в присутствии президентов двух стран.
Комментарий
Совместная ПВО Армении и России существует уже с конца 1990-х годов, когда на территории республики развернулись авиагруппа и подразделения ПВО 102-й российской военной базы. Силы ПВО двух стран работают по прежней, советской схеме взаимодействия, что означает совместный контроль воздушного пространства на южном направлении с использованием авиации и ракетно-зенитных частей.
Армянские подразделения ПВО регулярно участвуют в совместных учениях, как в рамках "Боевого содружества", где привлекаются силы участников ОДКБ, так и в двусторонних маневрах с Россией. Отлаженность взаимодействия, по оценкам российского главкомата ВВС, выше, чем в аналогичной сфере с Белоруссией. Причем военные взаимоотношения не отягощены политическими сложностями, как это случается с Минском.
В последнее время армяно-российская ПВО выходит на первый план в обеспечении безопасности южных рубежей России. Если до недавнего времени она ориентировалась на угрозы со стороны натовской Турции - в этом направлении были сосредоточены и средства контроля, и средства поражения, - то теперь "орудия" разворачиваются в сторону Грузии (раньше ее только "просвечивали", тогда как средства поражения смотрели только в сторону Турции). Вероятно, чтобы обратить внимание на это обстоятельство, и заговорил Бордюжа о давно уже действующей системе совместной ПВО в Закавказье.
Однако дальнейшее наращивание армянских вооруженных сил, том числе и сил ПВО, неизбежно приведет к осложнениям с Баку. Вряд ли Москва решится на переброску на территорию Армении, даже хотя бы и на площадки 102-й военной базы, новых зенитно-ракетных комплексов. Азербайджан однозначно истолкует это как конец российского нейтралитета в азербайджано-армянском конфликте. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Владимир Темный
Дословно
Павел Фельгенгауер
Проблема в том, что Армения оторвана от России недружественной Грузией и Азербайджаном, который к России более-менее дружественен, но с Арменией у них война формально так и не прекращалась. Поэтому по определению ПВО на территории Армении не может быть частью единой системы с Россией – нужно, чтобы туда подключились и Грузия и Азербайджан. Объявить-то об этом можно, но чтобы воссоздать советскую систему ПВО, надо хотя бы в каком-то первом приближении воссоздать Советский Союз.
"Русская служба новостей", 13.02.2009