Бабочка надвое сказала
Есть люди, которые слегка бесят нас самим фактом своего существования, не говоря уже о приезде в Россию. Вот, например, президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес – грузный, вечно улыбающийся господин в старомодном галстуке-бабочке, приехавший в Ханты-Мансийск поучать угро-финские народы и их старшего, любимого брата. Разве может такой человек не раздражать?
Вот он подходит к трибуне - и вместо какого-нибудь приличного языка что же мы слышим? Речь на английском! Эстонские товарищи уверяют нас, что произошло недоразумение. Что их президент хотел читать речь по-эстонски, но организаторы конгресса сообщили в Таллин, что рабочими языками конгресса будут русский и английский. А так как президент Эстонии не владеет русским, то ему пришлось читать речь по-английски.
Так в том-то и дело, эстонские товарищи. Если бы вы избрали своим президентом не америкашку, а нормального человека, он бы владел бы не английским, а русским, он бы прочитал бы речь с приятным акцентом, мы бы над ним посмеялись, как он слова растягивает, этот неуместный чухонец, и все было бы замечательно – всяк сверчок знай свой шесток! А когда президент Эстонии начинает делать вид, будто он Джордж Буш, то просто такое бешенство нас охватывает, что сил никаких нет.
И мы начинаем читать его речь - и что мы видим? Собственно, ничего мы там не видим, потому что он в этой речи притворяется умным. И там одна высокопарная фраза лезет на другую, одно сравнение мешает другому, что твой Гюнтер Грасс. Но мы должны увидеть место, где из-под крыла бабочки выглядывает многозначительная эстонская змея американского происхождения! И мы находим это место, конечно же!
"Как известно, взмах крыла бабочки может вызвать ураган. Финно-угры могут среди всего человечества быть действительно маленькими бабочками, но дело всего человеческого общества – следить, чтобы эти бабочки в ненужное время и в ненужном месте не произвели взмахов своими крылышками. Таких взмахов, которые могут стать роковыми для тех, кто гораздо большего размера, чем бабочки".
У пишущего на французском языке чешского писателя Милана Кундеры есть эссе под названием на немецком языке "Die Weltliteratur", в котором он, в частности, отмечает:
"Малые народов отличает от больших не количественный критерий численности их населения, а нечто более глубокое. Для малых народов существование является не само собой разумеющимся бесспорным фактом, а постоянным вопросом, пари, риском; они всегда занимают оборонительную позицию лицом к лицу с Историей, которая является силой мощнее их, которая с ними не считается и даже не замечает их".
Вот что это такое, спрошу я вас, дочитавших этот текст до конца. Эссе? Или призыв к расколу России? Конечно же, змей в бабочке покусился на территориальную целостность России, это любому разумному человеку понятно. А что он еще имел в виду?
С другой стороны, можно было бы задуматься: ведь если он финно-угр, значит, и отделиться призывал финно-угров. А как они, интересно, отделятся, если даже в собственных национальных республиках и округах давно уже составляют явное меньшинство, среди которого носителей родного языка и того меньше?
Но мы не анализируем возможность, мы анализируем речь. И мы понимаем, насколько зловредными были намерения пробравшегося в эстонские президенты американца. Мы негодуем, а он... А он позволяет себе покинуть зал во время лучшей – российской – речи, в которой мы напоминаем ему, кто кого должен учить.
Затем происходит нестыковка: вернувшись в Таллин, президент предлагает парламенту в качестве жеста доброй воли аннулировать преамбулу к постановлению о ратификации договора о границе с Россией – ту самую, которая вызвала в свое время кризис в российско-эстонских отношениях и привела к отказу Москвы от ратифицировать договор. Это непопулярный шаг: с президентом не соглашаются спикер парламента и премьер, его критикуют со всех сторон. И нужно ответить на вопрос: почему же этот столь нелюбимый российскими политиками провокатор столь непоследователен?
Ответ прост – президент Эстонии как раз последователен. Он приехал в Россию, стремясь улучшить отношения между соседними странами. И его предложение, сделанное после встречи с Дмитрием Медведевым, – шаг ответственного и уважающего реалии политика.
Но одного Тоомас Хендрик Ильвес понять не смог: он посетил страну чиновников. А чиновники тем и отличаются от политиков, что действуют по заранее намеченному плану. Если враг не сдается – его уничтожают. Если враг выступает – его клеймят и разоблачают потаенный смысл его провокационной речи. Если враг идет на уступки – значит, испугался. Осталось только добить и уничтожить врага. Ясная, четкая и блестящая логика, Талейран бы плакал. А что в стране чиновников никогда не будет внешней политики и нормальных отношений с соседями – так это полная чепуха. И в самом деле: зачем России внешняя политика, когда есть нефть?
Статьи по теме
За родину, против Таллина
Впервые в постсоветской Эстонии случились массовые беспорядки. Российская сторона, видимо, рассчитывала если уж не добиться автономии для русскоязычных в Эстонии, то по крайней мере показать официальному Таллину, что Россия с помощью своей агентуры может легко дестабилизировать внутриэстонскую ситуацию.