статья Письмо позвало на митинг

Николай Митрохин, 17.03.2008
Николай Митрохин. Фото: Радио Свобода

Николай Митрохин. Фото: Радио Свобода

На днях в Москве на Славянской площади православные общественные движения провели очередной митинг за введение в школах по инициативе РПЦ "основ православной культуры". Повод для мероприятия, собравшего 70 человек, был необычный: по словам одного из организаторов, "нас возмутило очередное письмо против ОПК - на этот раз "письмо 300", распространенное на днях в Интернете".

Письмо, вызвавшее такое возмущение, действительно есть. Однако подписали его не 300 человек, а более 1200, в том числе 800 обладателей ученых степеней. Они выступили против насильственного внедрения в школы слегка видоизмененной версии "Закона Божьего" и признания теологии в России в качестве научной дисциплины.

Спор об ОПК в России ведется принципиально. РПЦ надеется, что с 1 сентября 2009 года, избавившись от фальшивой вывески "культурологического предмета", ОПК будет входить в школьную программу с 1 по 11 класс, по два часа в неделю. Содержание учебников по будущему предмету, который теперь будет посвящен "духовно-нравственному воспитанию", туманно, но скорее всего это будет перепев уже имеющихся учебников, подготовленных адептами РПЦ. Цель признания государством теологии как академической дисциплины - не только обеспечить обучение священников за государственный счет (сама церковь выделяет на семинарии крайне мало), но и развернуть массовую подготовку преподавателей ОПК в университетах.

Но все это лишь первый шаг в тотальной "православизации" содержания школьного и высшего образования, создание православно-ориентированных дисциплин не только в гуманитарной, но и естественно-научной сфере. Первые "православные" учебники для школ по естественным наукам уже опубликованы и используются немногочисленными пока энтузиастами. Например, имеется учебник по общей биологии в редакции Троице-Сергиевой лавры, изобилующий грубыми ошибками и околонаучными фантазиями на фоне "целомудренного" с догматической точки зрения содержания.

Не менее существенна и политическая составляющая курса ОПК. Его разработкой и продвижением заняты (и отнюдь не бескорыстно) русские националисты. В письме сторонников ОПК из академической среды, подписанном 227 докторами и кандидатами наук, провозглашается: "Клерикализация системы образования в России - это вульгарно-атеистический миф, идеологический жупел, эксплуатируемый воинствующими атеистами и ненавистниками России". В еще более жестких выражениях характеризует своих оппонентов и автор самого распространенного учебника ОПК Алла Бородина. А инициатор субботнего митинга на Славянской площади Владимир Осипов и вовсе известен тем, что является "дедушкой" движения русских националистов в СССР.

Общественно-политическое и мировоззренческое противостояние в вопросе об ОПК неслучайно. Есть хорошо отмобилизованное православное меньшинство, претендующее, на то, чтобы не только говорить от имени "миллионов", но и поучать их. И есть равнодушное к православию большинство которое пока отмахивалось от энтузиастов ОПК как от назойливых мух. Однако в последние годы дело зашло слишком далеко, чтобы общество могло эту проблему игнорировать.

Московская патриархия, оставив в стороне все свои иные пожелания к государству, настойчиво бьет в одну точку. Редкое выступление патриарха и других руководителей церкви не обходится без слов о необходимости введения ОПК, которое, вопреки историческому и современному опыту, представляется как лекарство от всех болезней общества, включая агрессивную ксенофобию. Епископы с переменным успехом пробивают то же на уровне регионов, не обращая внимания на испорченные на этой почве отношения с лидерами мусульманских общин, не говоря уж о других конфессиях. Уже более десятилетия от лица патриархии и епархий действуют хорошо познавшие сложный механизм системы образования переговорщики, которых государственные чиновники уже не могут игнорировать, как это было прежде. На стороне патриархии не только сочувствующей ей отдельные русские националисты в государственных структурах, но и объединенные почти полутора десятками лет совместной борьбы немногочисленные, но активные энтузиасты ОПК из академической и учительской среды. Письмо 227 ученых в поддержку ОПК - тому яркое подтверждение.

И на федеральном, и на местном уровне православные активисты быстро осваивают "либеральные" методы борьбы. Помимо сбора писем и митингов в арсенале есть и судебные иски. Процесс против Сахаровского центра, когда вместо погромщиков были осуждены организаторы выставки, похоже, оказался для светской части общества невыученным уроком.

В целом сбор подписей под этими письмами весьма полезен. Он переводит общественную проблему из плоскости аппаратных решений и закулисных договоренностей в публичную сферу. Он заставляет пассивных сторонников той или иной точки зрения включиться в процесс, высказать гражданскую позицию и иногда нести за нее ответственность. Реальная политика в любой сфере, даже, казалось бы, от политики далекой, делается только в процессе размежевания, борьбы и поисков компромисса. Но для этого каждая из сторон должна знать, чего она хочет добиться или что отстоять. В конце концов те же "георгиевцы", которые тоже хотят повоевать с противниками ОПК, получили по ушам от вроде бы вялого и боязливого гей-сообщества, когда попытались перейти от слов к действиям и "погонять" геев на условно закрепленном за ними в московской топонимике месте на другом конце все той же Старой площади. И на этом их энтузиазм иссяк.

Физическое сопротивление православному "добру с кулаками" - дело экстраординарное, но пикеты, митинги и сбор подписей против очередных попыток захвата территории скверов и парков под строительство храмов, сомнительного переписывания недвижимости на церковные структуры под видом реституции стали делом обычным (только за последние полтора месяца в Москве, Дзержинском, Петербурге), хотя и не освещаемым по телевидению. Как показывает опыт, при достаточной массовости такие протесты поворачивают вспять самые жесткие решения властей и самые "благочестивые" начинания духовенства.

Молчаливое в публичном пространстве, но не скрывающее своих настроений в профессиональном кругу большинство в научной и преподавательской среде в дискуссии о клерикализации, конечно, на стороне академиков. Энергичный сбор подписей против ОПК под нынешним письмом тому иллюстрация. Чиновникам Минобрнауки, которые, хорошо понимая настроения в курируемых ими организациях, сейчас держат линию фронта, оно дает существенную поддержку. Однако борцам к клерикализацией надо быть готовыми не к разовым акциям, а к длительному противостоянию. Для РПЦ, не сумевшей создать привлекательной для детей системы воскресных школ, испытывающей острый недостаток прихожан и с печалью взирающей на собственные перспективы, проникновение в школы и вузы за счет налогоплательщиков - вопрос выживания. И потому только системный и консолидированный ответ со стороны общества в итоге способен определить границы влияния религии в сфере образования. Так что одними письмами тут дело не ограничится.

Николай Митрохин, 17.03.2008