В Новосибирске ученые требуют публичных извинений от УФСБ
Законным признала прокуратура Новосибирской области решение о прекращении уголовного преследования сотрудников Новосибирского государственного технического университета Игоря и Олега Мининых, сообщает центр общественных связей Генпрокуратуры.
В апреле 2007 года следователи УФСБ возбудили в отношении ученых уголовное дело по статье 283 УК РФ (разглашение гостайны). Минины обвинялись в том, что в своей книге "Институт прикладной физики: научные школы и технологии" раскрыли сведения о разработках в области вооружении. Весь тираж книги, составляющий 50 экземпляров, был изъят. Однако 24 августа уголовное преследование авторов книги было прекращено, поскольку, по словам адвокатов, следователи не получили доказательства причастности ученых к разглашению гостайны.
Физики считают, что возбуждение против них уголовного дела нанесло вред их репутации в научной среде по всему миру. Они потребовали от местного УФСБ официального публичного извинения и уведомления о непричастности к преступлению.
Пресс-секретарь новосибирского УФСБ Ирина Зеброва заявила агентству РИА Новости, что "следственные действия по уголовному делу продолжаются для установления лиц, разгласивших гостайну, а факт опубликования сведений, подтверждающих гостайну, подтвержден в ходе предварительного следствия".
За последнее время это второе уголовное дело о разглашении гостайны, которое местное управление ФСБ возбуждает и прекращает в отношении новосибирских ученых. В 2006 году дело по статье 283 УК РФ (разглашение гостайны) было возбуждено в отношении заведующего лабораторией Института химической кинетики и горения Олега Коробейничева. Ему было предъявлено обвинение в передаче США секретной информации о новых видах твердого ракетного топлива. Однако в мае этого года следователи прекратили дело по формулировке "за отсутствием состава преступления".
Прокуратура области принесла Коробейничеву официальные извинения. В настоящее время он добивается, чтобы публичные извинения принес лично начальник УФСБ области Сергей Савченков.
Комментарий
Упорство новосибирских ученых, добивающихся публичных извинений от УФСБ, достойно особого уважения. По нашим временам такая настойчивость запросто может обернуться пересмотром дела. Новейшие чекисты наверняка помнят, как говаривали их предшественники: "То, что вы на свободе, – доказательство не вашей невиновности, а нашей недоработки".
Могут и доработать. Тем более что правовая база для дальнейшего преследования ученых остается той же самой, что позволила выбить сроки для Валентина Данилова, Игоря Сутягина и других сидельцев по шпионским статьям. В силе остается статья 5 закона "О гостайне". Каждый может ее на себя примерить. И даже если вы не ученый и не журналист, не удивляйтесь, обнаружив, что тюрьма и по вам плачет: настолько расплывчаты и всеохватны формулировки.
И при такой-то правовой базе и неограниченном административном ресурсе преследователи сибирских ученых пошли на попятную. Меньше всего веришь в формулировку "следователи не получили доказательства причастности ученых к разглашению гостайны". Тот же Сутягин в своей работе основывался исключительно на сведениях, взятых из открытой печати. Это не помешало упечь его в лагерь. А физиков Мининых, утверждавших то же самое, вдруг отпустили с миром и кинулись рыть вглубь – искать первоисточник разглашения.
Можно (но очень осторожно) предположить, что мода на ученых-шпионов проходит или задвигается до лучших времен. Слишком уж очевиден урон от такой охоты на высоколобых - и внешний, и внутренний. Сколько выгодных для российских науки и бюджета международных контактов так и не случилось именно из-за успехов ФСБ на научной ниве, это еще предстоит подсчитать. А сколько перспективных разработок оказались в долгих ящиках, поскольку никто не хотел оказаться очередным "даниловым"? Тоже поди сейчас посчитай. Ну и наконец, универсальное для нашего времени объяснение – выборы. В такую пору, каких только чудес не бывает - и генерал ФСБ, глядишь, да и поклонится в ноги очкарику-профессору.
Владимир Темный
Статьи по теме
И видим, что вышла ошибка
И вот что еще важно не забыть: извиниться перед согражданами за без малого десятилетие тотального вранья, финансовых грабежей, подлых убийств, клинической шпиономании, идеологической шизофрении, политического маразма.
Уроки для тварей дрожащих
Вот Пасько публикует свой отчет с совещания в штабе. Проходит год, другой, третий... И вдруг - измена! И четыре года строгого режима. "Формально правильно, а по существу издевательство" - эта чеканная формула классика ленинизма прозорливо угадывает вердикт военного суда Тихоокеанского флота.
Ученый - находка для шпиономана
Только что, 27 июля, в московском Доме ученых прошли общественные слушания на тему "Ученые-"шпионы": предатели родины или жертвы политических репрессий?". Речь шла об Игоре Сутягине, Валентине Данилове и других жертвах "шпионских" дел последнего десятилетия.
И упало каменное слово
Вероятность абсурдного решения во внешней политике становится все более явственной. Переломной была история с газовым ультиматумом. А скандал с британскими дипломатами показывает, что для решения частных задач власть готова пойти на международный скандал.
Слабоумные садисты
В жестокости власти – залог ее устрашающей безальтернативности. В ее слабоумии – надежда на освобождение от мучителя, слишком увлекшегося своими играми и потерявшего контроль – над собой и над страной.