статья Предвыборная жажда у анонимного источника

Илья Мильштейн, 27.07.2001
Нижний Новгород. Площадь Минина и Пожарского. Фото с сайта www.innov.ru/kosolapov

Нижний Новгород. Площадь Минина и Пожарского. Фото с сайта www.innov.ru/kosolapov

Свежая сплетня, громыхнувшая из Кремля, производит сильное впечатление. Некий анонимный источник из президентской администрации заявил, что в случае победы на выборах в Нижнем коммуниста Ходырева столица округа может переместиться в другой город. Куда-нибудь в Самару или Саратов.

Самарский губернатор Титов уже откликнулся. Сильно играя желваками, он сообщил в кадре, что готов стать столичным жителем. Однако ближе к истине, пожалуй, был обозреватель ТВ-6 Константин Точилин. Коллега предположил, что анонимный кремлевский источник перегрелся на солнце.

Это очень глубокая версия, но, пожалуй, не вполне исчерпывающая. Во-первых, хочется надеяться, что в кремлевских кабинетах стоят хорошие кондиционеры. Во-вторых, если слух запускают, пусть даже от большого перегрева, значит, это кому-нибудь надо. Это что-нибудь да символизирует: административный восторг, карьерное рвение, служебное несоответствие, провинциальные склоки и т.д. Или просто желание напоследок слегка надавить на избирателя.

Со стороны поглядеть, так для конфликтов или хитроумных пиаровских схем вроде нет ни малейших оснований. Собственно, что тот генерал, что этот. Что Скляров, что Ходырев. Оба управляемы, лояльны, безвредны. Главная цель - вытеснение из предвыборной гонки отвязанного криминального диссидента Климентьева - уже достигнута в первом туре. Можно вообще забыть об этих выборах и переключиться на что-нибудь другое: на Чечню, что ли... Однако слух вброшен, факт имеет место, а факт, как говаривал один довлатовский герой - "это нечто фактическое". Оттого поразмышляем.

При всей безыскусности и скуке нижегородской интриги есть в ней некая психологическая подлянка, слегка неприятная для наших кукловодов. Образцово-демократический регион, подаривший миру великих либералов Кириенко и Немцова, шатает влево уже не первый год. Самое яркое и тягостное событие случилось, конечно, в 98-м, когда образцово демократичные нижегородцы избрали своим мэром бывшего немцовского друга Климентьева, хотя Борис Ефимович и объяснял им чисто конкретно, что бывший друг - плохой. Друг сел на нары до следующих выборов, но осадок остался горький.

Получалось, что либеральные нижегородцы под неусыпным немцовским оком всенародно выродились в люмпенов, способных проголосовать за криминального авторитета. Хуже того: выходило, что слова и советы бывшего любимого губернатора для них - звук пустой. И даже еще хуже: славный миф о рыночном капитализме, построенном в одном отдельно взятом регионе, развеивался как дым, как утренний туман. А из тумана выплывал обычный провинциальный город с привычной провинциальной судьбой - с нищетой, замороченностью и озлобленностью неблагодарных граждан.

Вот на этом фоне, наверное, и разворачивается свежая интрига. Почти гарантированная победа коммуниста Ходырева во втором туре, при всей ее политической ничтожности, вызывает раздражение в суровых кремлевских сердцах. Мягкое недоумение и легкое чувство дискомфорта. Выбор между "плохим и ужасным", как недавно выразился Немцов - это, конечно, слишком запальчивая формулировка, но хорошего и вправду мало. Кремлевский ставленник Скляров, смертельно надоевший нижегородцам, может проиграть Ходыреву, который им надоел еще раньше, на посту первого секретаря обкома, но они об этом уже забыли... Оттого и слух: может, призадумаются избиратели, прежде чем голосовать за коммуниста. Может, не захотят, чтобы полпред Кириенко перенес свою резиденцию в Самару. Такая потеря для области... А если дело выгорит, потом можно попробовать и в Москве.

Шантаж избирателей - Грани.Ру, 27.07.2001
Раскол в жюри - Грани.Ру, 16.07.2001
Блатной, дурак, интеллигент... - Грани.Ру, 13.07.2001

Илья Мильштейн, 27.07.2001