статья Наградить. Посмертно

Борис Вишневский, 10.03.2010
Борис Вишневский. Фото с сайта kamsha.ru

Борис Вишневский. Фото с сайта kamsha.ru

Десять почетных граждан Петербурга выступили с революционной инициативой: отныне почетное гражданство северной столицы можно будет получить посмертно. Конечно, "в исключительных случаях" и только по представлению не менее чем трех почетных граждан.

Почему родилось это предложение, совершенно не скрывается: инициаторы предложили воспользоваться своей новацией для наделения почетным гражданством первого и последнего мэра города Анатолия Собчака, десятилетие со дня смерти которого отмечалось в Петербурге с небывалым размахом и ознаменовалось приездом обоих "царей", как старшего, так и младшего, и их прочувствованными речами.

Даже не касаясь личности покойного градоначальника, трудно не признать, что само по себе посмертное почетное гражданство - ярко выраженный абсурд.

По закону статус почетного гражданина Петербурга предполагает целый "букет" льгот и привилегий: бесплатный проезд на общественном транспорте, бесплатное пользование ВИП-залами на вокзалах и в аэропортах, безотлагательный прием у губернатора и председателя городского парламента, немалая доплата к пенсии (треть которой наследует нетрудопособный супруг) и похороны за государственный счет.

Конечно, с точки зрения экономии бюджетных средств посмертное присвоение почетного гражданства можно было бы только приветствовать, но кто такой - по смыслу этого звания - почетный гражданин? Это человек, чей авторитет в городе непререкаем. Чей голос раздается в самые ответственные минуты. Чье мнение по важнейшим вопросам нельзя не услышать и не учесть. К кому прислушиваются, с кого берут пример, у кого спрашивают совета. Понятное дело, все это может относиться только к здравствующим гражданам - покойники на такую роль решительно непригодны. Если, конечно, не ввести в общественно-политическую практику Петербурга спиритические сеансы.

Спору нет: в последние годы в северной столице институт почетных граждан имеет мало отношения к своему теоретическому идеалу. Чего стоит лишь присвоение в 2006 году этого звания Владимиру Путину - когда депутаты откровенно "прогнулись" перед действующим президентом и лишь трое представителей "Демократической фракции" осмелились выступить против. И неважно, что говорить о заслугах кандидата в области "демократии и защиты прав человека" можно было только в насмешку, - подавляющее большинство не стало обращать внимания на такие мелочи. А тех, кто голосовал против кандидатуры Путина, в нынешнем составе Законодательного собрания уже, само собой, нет: к следующим выборам они были не допущены.

Впрочем, и без "казуса Путина" было более чем достаточно случаев, когда почетного гражданства удостаивались, мягко говоря, не самые заслужившие это граждане и не удостаивались давным-давно заслужившие. Так, почетное гражданство получили генеральные директора "Водоканала", "Адмиралтейских верфей" и метрополитена, вряд ли входящие в число граждан, более других прославивших свой город, - но не получили ни Борис Стругацкий, ни Александр Городницкий, ни Эдита Пьеха, ни Олег Басилашвили. Последнего депутаты "прокатывали" три или четыре раза - и понятно почему: Басилашвили открыто выступает против башни "Охта-центра". Зато Валерий Гергиев, который поддерживает строительство "Газоскреба", без проблем был удостоен этого звания. И бывший главный тренер принадлежащего "Газпрому" футбольного клуба "Зенит" Дик Адвокат получил почетное гражданство Петербурга, причем для этого депутаты трижды нарушили собственный закон. Теперь Адвокат в Бельгии, а "Зенит" являет собой бледную тень прошлого, и время от времени раздаются голоса о том, что неплохо бы отменить скоропалительное решение о почетном гражданстве Дика Николаасовича.

Бывало и так, что почетными гражданами Петербурга становились те, кто этого более чем достоин. Иосиф Бродский и Даниил Гранин, Владимир Кондрашин и Наталья Бехтерева, Юрий Темирканов и Жорес Алферов, Алиса Фрейндлих и Андрей Петров - все они обладали безукоризненной репутацией и прославили город в стране и мире. Что же касается Собчака, то его заслуги - вопрос, мягко говоря, спорный.

Достаточно сказать, что возвращение городу в 1991 году его исторического имени, объявленное в представлении главной заслугой Анатолия Александровича, - результат деятельности совсем других людей. А сам Собчак вообще выступал против переименования Ленинграда в Санкт-Петербург (что не раз с фактами в руках доказывал автор статьи, а совсем недавно это подтвердила Марина Салье в своем нашумевшем интервью). И легендарный антикоммунизм Собчака на поверку оказывается легендарным - достаточно вспомнить, сколько бывших работников обкома партии и кагебешников он в 1991 году взял в мэрию. Что касается его столь же легендарной приверженности идеалам демократии и правового государства, то и это успешно опровергается многократно опубликованными свидетельствами.

Впрочем, абсолютно ясно, что истинная роль Анатолия Собчака в петербургской истории не будет иметь никакого значения в решении вопроса о его почетном гражданстве. Это будет тест на лояльность: кто из депутатов (особенно в нынешнем составе городского парламента, где уже нет никакой демократической оппозиции) решится не наделить этим статусом наставника двух президентов?

Ну, а потом - благо возможность будет создана - открывается большой простор для отдания посмертных почестей знаменитым петербуржцам. В самом деле, неужели Пушкин или Блок, Растрелли или Монферран, Достоевский или Крузенштерн, Кваренги или Мандельштам прославили Петербург меньше чем Собчак? И кто из ныне здравствующих горожан будет способен с ними реально конкурировать на будущих выборах почетных граждан? Кстати, и основателю северной столицы просто стыдно будет не дать почетное гражданство.

Борис Вишневский, 10.03.2010