Минрегионразвития: В ряде регионов возможно внешнее управление
В наименее экономически благополучных регионах России возможно введение прямого внешнего управления. Об этом на коллегии Министерства регионального развития заявил глава ведомства Виктор Басаргин, сообщает "Коммерсант". Он пояснил, что мера будет применяться "при определенных условиях, касающихся состояния бюджета того или иного региона".
По словам министра, в первом квартале многие регионы не получат до 70 процентов плановых доходов. Из-за финансового кризиса из имеющихся сегодня одиннадцати регионов-доноров свой статус сохранят только два – Москва и Санкт-Петербург.
Как пояснил источник издания в Минрегионразвития, "механизм введения внешнего управления уже почти готов, и в ближайшее время документ будет представлен в правительство".
Процедура введения федерального правления достаточно сложна. Она требует, чтобы в соответствующем указе президента были прописаны перечень отбираемых у субъекта полномочий, срок, фамилии временных управляющих, источники и порядок финансирования деятельности органов госвласти. В случае с долгами по представлению правительства и решению Высшего арбитражного суда в регионе вводится временная финансовая администрация сроком на один год, которая должна разработать и исполнить бюджет субъекта.
По данным замминистра финансов Антона Силуанова, целый ряд субъектов в первом квартале допустили образование кредиторской задолженности – в их числе Калмыкия, Хакасия, Костромская, Новгородская и Иркутская области. "Это говорит о низком качестве управления финансами", – констатировал чиновник Минфина. По словам Силуанова, Минфин будет "приглашать финансистов на комиссию министерства по оценке квалификационных требований и рассматривать, насколько действия финансового органа отвечают минимальным требованиям к качеству управления финансами".
Комментарий
Идея внешнего управления имеет как минимум пятилетний возраст, а на самом деле столетний, потому что всегда центр посылал в регионы своих представителей – воевод либо градоначальников, которые подчинялись центру, а не региональным руководителям. Это еще со времен Ивана Грозного, когда отдельно была опричнина, отдельно земщина и опричнина командовала земщиной. Здесь имеется в виду примерно то же самое.
В наше время об этом систематически говорил Козак, который занимался региональной политикой. В этом есть своя правда: если бюджет региона на 90-98 процентов состоит из федеральных дотаций, то центр, наверное, имеет право съездить проконтролировать, как эти самые дотации тратятся. Потому что, как правило, самые провальные регионы – самые коррумпированные. Чем больше воруют, тем меньше развитие, а чем меньше развитие, тем больше ворует власть, благо ей есть что воровать – помощь из центра. В этом случае самое простое решение – это послать комиссара, который будет контролировать расходы. Это простое решение, как всегда, неправильное, но у власти просто нет других вариантов, потому что этого человека или группы людей, которые будут осуществлять местное управление, очень легко усилиями местного социума нейтрализовать.
Наиболее очевидно это проявилось в таком эпизоде. В Дагестане центр хотел назначить министром по налогам и сборам некоего Радченко. Местные товарищи взяли Радченко под микитки, вывезли на природу и объяснили, что ему следует отсюда уехать, если он хочет быть жив-здоров. А делал это не кто иной, как сын президента Алиева. Сделал он это успешно - у Радченко появилось желание покинуть чудесный регион Дагестан. А Алиев приехал в Москву и объяснил Медведеву, что так традиционно сложилось, что налогами должен заниматься человек одной из местных национальностей. И Медведев согласился. Этого комиссара вынесли из региона - хорошо что не ногами вперед.
Аналогичная ситуация в остальных регионах. Посылали господина Абрамова командовать финансами Чечни. В результате Кадыров его иногда забавы ради подтравливал собаками и так далее, вел себя с ним так, как считал нужным. И никто ничего сказать Кадырову не мог, потому что Кремль зависит от Кадырова примерно в той же степени, в которой Кадыров зависит от Кремля, а, пожалуй, и больше, потому что он Кадырову платит отступное, а контролировать, как Кадыров тратит эти деньги, центр не может технически. Не представляю себе человека, который согласился бы эту работу добросовестно выполнять. Долго этот человек не проживет.
Это решение, как всегда, отмазка и видимость решения. Не будет эта модель работать. Глубинная проблема заключается в том, что есть два разных подхода. Если мы хотим, чтоб экономика развивалась, должны давать регионам больше инициативы, но при этом жестко требовать, чтоб выполнялись законы. Снизить размер произвола полномочий местных властей. Они на это не пойдут. Центр не может дать регионам больше полномочий, потому что боится их усиления, потому что в противном случае они перестают его слушаться, разрушается единство державы, о котором так заботится Владимир Владимирович Путин. Соответственно, регионы должны быть слабенькие, чтобы не могли проводить самостоятельной политики. Раз он слабенькие, они автоматически должны жить за счет подачек с ладони Кремля. А откуда у Кремля эти подачки, если экономика слабая и регионы не развиваются – только за счет гиперэксплуатации природных ресурсов? Как только цены на природные ресурсы падают, Кремль перестает давать эти подачки, а внутреннего продукта такие глубоко коррумпированные и склонные к азиатской модели регионы - будь то Дагестан, Ингушетия или Кабардино-Балкария - не производят.
Очевидное противоречие: если ты хочешь, чтобы они от тебя зависели, ты сдерживаешь их в развитии. Если ты хочешь, чтобы они развивались, то ты им даешь больше инициативы и терпишь угрозу растущей независимости и сепаратизма. Кремль пытается быть посередине и получает промежуточное значение, когда символически Чечня демонстрирует подчиненность Москве, а на уровне фактических отношений это уже государство независимое со своей армией – личной кадыровской гвардией – со своей внешней политикой, со своей исламской идеологией. Единственное, что удерживает Кадырова в составе России, это два миллиарда долларов в год федеральной дотации, которую он благополучно проедает. Разговоры о контроле - это самообман: и обман нас, широких народных масс, и обман власти относительно самой себя. Нет выхода на этих путях - во-первых, не дадут, а даже если дадут местные власти, то контролировать-то особенно нечего. Ну что, будут контролировать, чтобы пенсии вовремя выплачивались. Развития все равно не будет. Для развития нужна другая социокультурная обстановка в регионах, которой нет.
Дмитрий Орешкин, политолог
Справка
Правовое обоснование возможности введения прямого внешнего управления в российских регионах
Согласно пункту 9 статьи 29 закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ", федеральный центр может взять на себя "исполнение отдельных полномочий" региональных властей в связи со стихийным бедствием, ЧП или в случаях, когда органы власти в субъектах "отсутствуют и не могут быть сформированы". Кроме того, основанием для введения федерального правления может служить "возникшая вследствие решений, действий (бездействия)" региональной власти "просроченная задолженность по исполнению бюджетных или долговых обязательств", превышающая 30 процентов собственных доходов, если властями региона нарушаются Конституция или федеральные законы при исполнении госполномочий за счет субвенций из госбюджета.
По материалам "Коммерсанта"
Дословно
Виктор Басаргин
Если в результате анализа и оценки в исполнении расходных обязательств будут выявлены нарушения, которые привели к несостоятельности регионального бюджета, министерство регионального развития станет первым, кто будет настаивать на введении внешнего управления регионом.
"Коммерсант", 27.04.2009