Верховный суд отменил решение ингушского суда о границе с Северной Осетией
Верховный суд в среду отменил решение Назрановского суда Ингушетии, касающееся административной границы между Ингушетией и Северной Осетией. Как сообщает "Эхо Москвы", Верховный суд счел это дело неподсудным юрисдикции назрановского суда.
Назрановский суд в минувшем году восстановил административную границу между двумя республиками в пределах 44 года, включив спорный Пригородный район в состав Ингушетии.
Территориальный спор уходит корнями в 1944 год, когда была ликвидирована автономия Чечено-Ингушетии. Чеченцы и ингуши были депортированы, а территория ликвидированной республики поделена между Дагестаном, Северной Осетией, Грузией и Ставропольским краем, отмечает Ингушетия.Ру.
Ранее были сообщения, что в Ингушетии могут пройти митинги в знак протеста против пересмотра решения Назрановского суда.
В 1957 году Чечено-Ингушетия была восстановлена, и республики вернули чеченцам и ингушам переданные им территории. Северная Осетия удержала у себя Пригородный район и часть Малгобекского района. При этом юридического документа, закреплявшего передачу Пригородного района Северной Осетии, принято не было.
Справка
История осетино-ингушского конфликта
В 1924 год была упразднена Горская автономная социалистическая республика. Из нее образовались три области - Чеченская, Ингушская и Северо-Осетинская. Пригородный район считался ингушским.
В 1936 году Чечня и Ингушетия были объединены в одну республику. В 1944 году эта республика была ликвидирована в связи с депортацией чеченцев и ингушей. С территории Пригородного ингуши были также вывезены, а район окончательно и официально отошел к Северной Осетии.
После реабилитации чеченцев и ингушей в 1957 году Пригородный район не вошел в состав воссозданной Чечено-Ингушетии - в качестве компенсации она получила три района Ставрополья, расположенные вдоль ее северной границы.
После распада СССР Ингушетия и Чечня разделились. Ставропольские районы остались в составе Чечни. Ингуши поставили вопрос о возвращении Пригородного района, тем более что за прошедшие со времен депортации десятилетия ингушское население на этой территории снова выросло.
Утром 31 октября 1992 года в Пригородном появились ингушские добровольческие отряды. И у ингушей, и у их противников имелось большое количество стрелкового оружия, попадалась и бронетехника. Ингуши довольно быстро заняли большую часть селений, но осетинам при поддержке ополченцев из Южной Осетии удалось оттеснить ингушей обратно к административной границе. Перестрелки и столкновения продолжались.
2 ноября 1992 года президент России Борис Ельцин ввел на территории Пригородного чрезвычайное положение. В район вошли федеральные войска, которые к 6 ноября разделили противоборствующие стороны.
В результате столкновений погибло около 500 человек - примерно 100 осетин и 400 ингушей. Несколько сотен человек попали в заложники по обе стороны границы. Уголовные дела по фактам гибели и похищения мирных граждан были позднее сведены в одно производство и прекращены.
После подписания соглашения о добрососедских отношениях между президентами Северной Осетии и Ингушетии Александром Дзасоховым и Муратом Зязиковым осенью 2002 года ситуация в регионе стала менее напряженной. Граница между республиками стала более открытой, ингуши получили возможность жить, учиться и лечиться в Северной Осетии.
Но вернулись в свои дома далеко не все. Администрации тех осетинских сел, которые больше всего пострадали во время войны 1992 года, препятствуют возвращению бывших соседей, одновременно федеральный бюджет имеет обширный долг по выплате компенсаций за разрушенное во время конфликта жилье.
По материалам газеты 'Время новостей'