статья Смотрите, никто не ушел

Виталий Портников, 26.03.2004
Куранты. Фото с сайта www.vesti.ru

Куранты. Фото с сайта www.vesti.ru

После указа президента о перестановках в его администрации начинается очередной приступ кремленологического помешательства. В отсутствие политической жизни как таковой очень интересно проанализировать, как усилилось влияние "питерских", уменьшилось влияние "старокремлевских", к кому отойдут одни функции, кто получит другие.

Нечто подобное происходило совсем недавно, когда было отправлено в отставку правительство Михаила Касьянова и формировалось правительство Михаила Фрадкова. Наблюдатели упорно не хотели замечать, что все остались на своих местах – за исключением, конечно, действительно пока что ушедшего в тень премьер-министра. Ну вот это и нужно было бы обсудить: насколько эффективным может быть кабинет, в котором Касьянова заменяют Фрадковым. Но это, конечно, неинтересно. Интереснее поговорить о перераспределении влияния между бывшими вице-премьерами, назначенными министрами и бывшими министрами, назначенными руководителями агентств.

Правда, в смене правительства была одна спасительная интрига – день между назначениями министров и руководителей агентств, когда самая информированная в мире российская пресса похоронила дюжину вроде бы бывших министров, некоторых даже назвала одиозными, чтобы на следующий день президент объяснил, что без таких компетентных людей – никуда! Как сейчас помню: одиозные министры Михаил Швыдкой и Михаил Лесин! Лесин-то оказался чуть ли не единственным человеком, пытающимся вроде бы спрыгнуть с подножки несущегося в кадровое никуда поезда, – так ему всей администрацией ищут хорошее место, не отпускают.

Потому что президент Российской Федерации – это нужно уже, наконец, понять и перестать ерепениться – чуток к кадрам. Поэтому реформа – это хорошо. Но никто никуда не уходит. Все просто пересаживаются. Компактнее – значит больше. Укрупнение – значит переименование. Уменьшение – значит увеличение. Если это понять и принять – желательно сердцем, потому что в России математика имеет сердечный оттенок, – то не нужно будет думать о том, что происходит в администрации.

Потому что начать анализировать, почему замы переименованы в помощников и насколько главнее помощников будут оставшиеся у Дмитрия Медведева два заместителя, – это втягиваться в абсурд. Накануне президентских перестановок даже в самых высоких кабинетах обсуждали, кто вылетит из администрации. При этом как раз уход Суркова считался делом решенным. И что же? Кто ушел? Кого повысили? Что изменилось?

Можно, конечно, последовать общей линии придуманного противостояния и написать, что раз в Кремле один "питерский" заместитель и один "семейный", то теперь влияние распределилось в соотношении 50:50 - а раньше семейного влияния было, конечно, больше. Можно сказать, что силовики потерпели сокрушительное поражение: Виктор Иванов, их лидер, идеолог и покровитель, еще недавно считавшийся претендентом на кресло главы МВД, замом не стал - переведен в "простые" помощники. И еще что-нибудь такое напридумывать. Потому что честно – это ведь скучно. А честно будет сказать, что ничего не изменилось и измениться не может. Что нет никаких питерских и семейных, а борьба между чиновниками идет в совершенно другой - коммерческой - парадигме. И что в нынешней политической конструкции интересоваться всеми этими перестановками – все равно что в свое время пытаться сделать содержательные выводы из штатного расписания общего отдела ЦК КПСС. А ведь там тоже кипели страсти, были свои группы, свои либералы и консерваторы. Не было только политической жизни. Ее и сейчас не будет. Как в приснопамятном Советском Союзе – до следующей перестройки, которую все мы научились ждать, встречать, приветствовать и сворачивать.

Виталий Портников, 26.03.2004


новость Новости по теме