статья Путин пошел по шпалам в народ

Андрей Колесников, 16.02.2001

К экзотическим поездкам президента и необычайно обширной географии его передвижений, от которой у наблюдателя могут заболеть шея, голова и глаза, все уже привыкли. В характере главы государства взлетать на истребителе, пить морскую воду на подлодках, спускаться вместе с партнером по переговорам на лыжах с горы, решать проблемы МПС в электричках. Такой политический стиль можно было бы назвать "эффектом присутствия": чем занимается Владимир Владимирович Путин, то и должен опробовать и потрогать руками. Поэтому где ж еще решать проблемы железнодорожных тарифов, как не в поезде, несущемся в ночи по Транссибу из Томска в Омск? И где, как не в Сибири, которая едва не замерзла, как Приморье, стоит, наконец, заняться жилищно-коммунальной реформой?

То же самое, впрочем, можно (и давно нужно) было сделать в Москве, без отрыва от основного производства. Но... Остап любил эффекты. На них и держится рейтинг Путина, который, учитывая далеко не блестящее состояние экономики, полномасштабный энергетический кризис, по-настоящему напугавший власть, раскручивающийся маховик инфляции, может начать медленное движение вниз.

Поездка по Транссибу построена по всем правилам предвыборной кампании. Это своего рода репетиция выборов-2004, когда действующий президент будет и с народом общаться, и деловые вопросы решать, находясь в движении на всех видах транспорта одновременно. Движение - это политическая метафора Путина, тот знак, который раскрывает его характер, стиль, потенциал. Вопросы решаются на ходу, а в промежутках возлагаются цветы к мемориалам, жмутся руки "томичам" и "омичам". Заодно региональные власти могут к прибытию президентского локомотива и пару городов разморозить...

В поезде решится проблема, кто будет регулировать железнодорожные тарифы.

Напугавшая начальство морозная зима заставила задуматься над тем, а не стоит ли все-таки начать непопулярную, но крайне необходимую реформу ЖКХ, которая потребует 100-процентной оплаты жилищно-коммунальных услуг населением. Об этом разговор - тоже в поезде. И вообще все проблемы страны можно решать в поездах, самолетах, речных трамвайчиках, подводных лодках, пролетках, метро, троллейбусах, служебных лимузинах. Деловитость подкрепляется замечательным, автоматическим пиаром, для реализации которого не нужно прилагать никаких дополнительных усилий.

С зимним ночным Транссибом только одна проблема. Разморозить поля и покрасить траву для достойной встречи главы государства не удастся. Да и широкие ликующие массы на магистраль не выгонишь: холодно и стимула нет.

Раньше вот шахтеры на рельсах лежали, так ведь то лето было, и задачи они перед собой другие ставили...

В постоянном движении есть множество преимуществ. Только вот в один прекрасный момент можно обнаружить, что оно само по себе - полная мистификация, стопроцентная имитация. На самом деле ты стоишь на месте. "Это что за остановка, Бологое иль Поповка?" А с платформы говорят: "Это город Ленинград".

Фото AFP

Андрей Колесников, 16.02.2001