Тень и ее место
Крым - это единственное место, где Путин может ощущать себя Путиным. По крайней мере в своих фантазиях, в истеричных криках согнанной массовки, в угодливых улыбках местных предателей, переквалифицировавшихся из украинского ворья в российских бандитов. Здесь, в Крыму, он собиратель земель, новый князь Владимир, сакральный и мужественный, спасший исконно русскую землю от "бандеровцев" и неведомого "Правого сектора". Здесь, в Крыму, он может вспоминать, как разбудил в своем народе все самое отвратительное, самое мерзкое, что дремало на дне выгребной ямы, - чувство превосходства заплеванного грязного забулдыги, не имеющего сил подняться на ноги после попойки, но радующегося, что "его" танки утюжат чужую землю.
Здесь, в Крыму, Путин - это снова Путин. Где еще он может почувствовать себя Путиным? В России, жители которой с каждым днем ощущают, как меньше в их жизни остается воздуха, денег и перспектив, как не хватает уже на самое необходимое, как приходится выбирать между лекарствами и продуктами, - что теперь всем этим людям c того, что Крым наш и в Крыму Путин? В Донбассе, часть жителей которого, может, и мечтала, что будет "как в Крыму", да так и застряла на "ничейной земле", между кровью и нищетой, бедностью и смертью, пустыми надеждами и безысходностью, - что теперь всем этим людям с того, что в Крыму получилось и теперь там Путин? В алавитских анклавах Сирии, жители которых с ужасом ждут возмездия за российские бомбардировки школ и больниц, - незваный "защитник" оказался мелким наперсточником, и что теперь этим несчастным обреченным людям с того, что из Крыма он пока что не уходит? Он может уйти откуда угодно и крымчан оставит на произвол судьбы точно так же, как и алавитов. А что по другую сторону Перекопа нет никаких страшных "бандеровцев", а есть такие же украинцы, как и сами крымчане, - так это жителям аннексированного полуострова просто повезло. Потому что он бросит их на произвол судьбы в любом случае.
А пока что тут, в Крыму, он Путин. В любой другой точке земного шара - только тень Путина. Неприметный человечек, личность которого обсуждают только с точки зрения перспектив его ухода и краха. Дворцовый переворот? Социальный бунт? Развал государства? И когда? Было бы красиво в 2017-м, на столетие бесславного краха предыдущей империи. Но история не космический корабль, чтобы запускать ее к датам. Она готовит нам такие сюрпризы, от которых вздрогнет даже тень прежнего Путина.
Статьи по теме
Два острова
Решительный шаг, предпринятый Путиным в феврале 2014 года, изменил не только историю, но и географию: Крым в результате превратился в остров-лимитроф. Но это еще полбеды - в остров наряду с Крымом превратилась и Россия. И этот новый остров при всех своих гигантских размерах не является самодостаточным.
Ошарашкина контора
Вот и сегодня, после того как его месяцами просили не искать и не бомбить террористов там, где их нет, и дипломаты перешли на понятный ему язык подворотни, он вдруг послушно выводит большую часть своего ограниченного контингента из Сирии. Путин опять поражает мир, и это для него ценность самодовлеющая. Это для него важнее всего: ошеломить, ошарашить, огорошить.
Надоедание и истощение
Хотя прошло всего три часа с небольшим. Владимир Владимирович устал, ему надоело, причем с первой же минуты, о чем он честно предупредил собравшихся во вступительном слове. Мол, "совсем недавно было послание" и он "даже не знает, что еще сказать". Но раз уж вы все приперлись, читалось в подтексте, то давайте, спрашивайте.
Барометр-путиноид
Нечувствительный к чужим страданиям и сосредоточенный на своих, постсоветский российский человек готов проклинать вчерашних братьев и прощать грабителей и убийц, если ему скажут, что зато они патриоты. Особенно если они начальство и социолог спрашивает в лоб: одобряешь или не одобряешь.
Крым в сапогах
Эти люди не удовлетворятся никакой выделенной им территорией. Им надо чтобы их усатого выродка прославляли везде. Сталиномания - сухой остаток крымнашизма. Без нее он не более чем колорадские ленты в дорогих иномарках и детские коляски, стилизованные под танки. Крымнашисты - это те, кто хочет вернуть Сталина.
Они утонут
Когда очередной любимый вождь, готовящийся осознать свою божественную сущность, полетит на Запад за кредитами для разоренной предшествующей божественной сущностью страны, перед ним, брезгливо кривясь, положат все эти списки. Список Магнитского. Список Сенцова-Кольченко. Список Савченко. Список Кохвера.
На эскалаторе войны
Украина, как парадоксально это ни звучит при ее 4 процентах падения, поднимается. Поднимается - несмотря на войну, популистов-политиков, саботажников-чиновников, на отсутствие профессионального подхода к реформам. А Россия величественно едет вниз - несмотря на нефть, газ и прочие ресурсы.