Федотов: К экспертизе дела "ЮКОСа" могут привлечь иностранцев
Иностранные специалисты могут войти в экспертную группу по правовой оценке громких уголовных дел, в том числе экс-руководителей "ЮКОСа" и погибшего в тюрьме юриста Сергея Магнитского. Об этом сообщил в эфире телеканала "Россия" глава президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. По его словам, экспертизу этих дел уже начала готовить рабочая группа по судебной реформе, созданная внутри Совета.
Подготовка таких экспертных заключений для президента - одна из важных функций Совета по правам человека, подчеркнул Федотов. По его словам, экспертизу будут проводить только независимые эксперты и только по вступившим в силу приговорам.
1 февраля на заседании Совета в Екатеринбурге Дмитрий Медведев попросил подготовить правовые экспертные заключения по "резонансным делам", упомянув приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, а также дело Магнитского. Медведев сказал, что не считает себя специалистом в области уголовного права.
В конце января Медведев заявил, что обсуждал судьбу Ходорковского "с некоторыми своими коллегами, занимающими высокое положение", но отказался вмешиваться в работу Хамовнического суда. "Я сказал им простую вещь: до тех пор, пока ты мне тайно будешь об этом говорить, это будет означать, что у нас плохо работает правовая система. Президент не должен в это вмешиваться, дайте развиваться судебной и правовой системе самостоятельно, иначе будут проблемы", – сказал Медведев.
Хамовнический суд Москвы в конце декабря 2010 года признал Ходорковского и Лебедева виновными в хищении нефти и отмывании выручки компании. Они оба осуждены на 14 лет лишения свободы. По первому делу они в 2004 году экс-руководители "ЮКОСа" были приговорены к восьми годам лишения свободы.
Консультант инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Сергей Магнитский, обвинявшийся в уклонении от уплаты налогов с организации, скончался в Бутырском следственном изоляторе 16 ноября 2009 года.
Дословно
Михаил Федотов
Мы работаем на президента. Чтобы ему пояснить какие-то вопросы, по которым у него есть какие-то сомнения, есть желание более глубоко узнать ту или иную ситуацию. Это, на мой взгляд, очень важная функция совета, потому что мы будем представлять президенту экспертные заключения, подготовленные всегда - это принципиально важно - независимыми экспертами. В том числе мы, может быть, даже будем привлекать экспертов международных, иностранных... Вот, например... он хотел бы узнать мнение экспертов в области уголовного права и уголовного процесса по тем резонансным делам, которые в последнее время имели место. Имеется в виду дело Ходорковского и Лебедева, а также дело Сергея Магнитского. И такие заключения наша рабочая группа по гражданскому участию в судебной реформе будет готовить. Мы уже начали обсуждать, каким образом будет формироваться экспертная группа, по каким принципам и какой документ она должна представить на рассмотрение президенту. Но я хочу заметить, что каких-либо комментариев не вступивших в законную силу приговоров, конечно же, не будет.
"Вести в субботу", 05.02.2011
Дмитрий Медведев
Знаете, я думаю, что практически ни один человек за этим столом не читал полностью материалов дел Ходорковского, Магнитского или еще кого-то просто потому, что это невозможно. Тем не менее у нас у всех есть своя позиция: у кого-то она одна, у кого-то она другая, кто-то изначально уверен в том, что суды исполняют политический заказ государства, кто-то, наоборот, такие люди тоже есть, это очевидно, считают, что репрессия должна быть жестче и вообще государство у нас избыточно либеральное, что такие люди должны быть наказаны по всей строгости закона. Но что мне кажется важным, пожалуй, здесь я был бы признателен, если бы экспертное сообщество постаралось подготовить тот самый правовой анализ соответствующих решений. Вот это представляло бы определенную ценность, потому что любому человеку, который желает разобраться в чем-то, приходится опираться на мнение специалистов. Я вам по-честному скажу, я не считаю себя специалистом в области уголовного права и процесса, я никогда им не занимался. Я занимался всю жизнь гражданским правом, коммерческим правом, семейным правом, здесь я более или менее ориентируюсь, даже несмотря на 10 лет разрыва в практике, 11 уже. Но по этим вопросам для меня очень важно мнение разных людей как для руководителя государства.
На заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, 01.02.2011