Господин Учитель
Через несколько дней после своей инаугурации Дмитрий Медведев, выступая на экономическом форуме в Петербурге, с плохо скрываемым злорадством говорил об острых проблемах мировой экономики и провозгласил Россию островом финансовой стабильности в бушующем океане глобального кризиса капиталистической системы. Об этом же 70 лет совершенно в той же стилистике говорили нам коммунистические вожди, пока не рухнула окончательно советская экономика, а вместе с ней и Советский Союз.
Но у членов Политбюро ЦК КПСС, стареньких джентльменов с единственной пыжиковой шапкой в гардеробе, было "научное" объяснение превосходства советской экономики над остальным миром - преимущество социалистической системы хозяйства. А интересно, как объясняют (ну хотя бы самим себе) свои достижения сегодняшние молодые волки - все эти мультимиллиардеры, нефте- и газотрейдеры, которые не только правят Россией, но и владеют ею? В чем же заключается know-how их особого пути, их своеобычного, отвечающего глубинным нравственным традициям российского социума капитализма à la russe?
Развернутую заказную лекцию на эту тему прочел летом в коммерческом отделе Высокого суда Лондона один из авторитетных членов современного политбюро Роман Абрамович. Ее вполне можно было бы озаглавить "Моя жизнь с Владимиром Путиным" или "Мошенничество в составе преступного сообщества". Придется и Медведеву когда-нибудь на досуге писать мемуары о своей деятельности на посту председателя совета директоров "Газпрома". Могу уже сейчас подсказать ему кое-какие архивные рукописи, которые не горят:
"В последние годы в результате афер, связанных с выводом активов из "Газпрома", компания лишилась контроля над активами общей стоимостью более 60 млрд долларов (6,4% собственных акций, пакеты акций в Газпромбанке, "Согазе", "Сибуре", "Газпром-медиа", активы крупнейшего негосударственного пенсионного фонда "Газфонд") и денежных средств в сумме почти 20 млрд долларов, выведенных из компании под предлогом покупки акций "Сибнефти" и махинаций с трейдером "Росукрэнерго".
(Владимир Милов, Борис Немцов. "Путин и "Газпром")
Все эти замечательные особенности нашего национального бизнеса еще раз ярко проявились или, если хотите, наглядно обнажились, когда на острове стабильности случилось то, что можно назвать только неприличным словом из шести букв - нет, не тем, о котором вы подумали, а тем, которое вроде и есть в словарях, но которое сегодня категорически запрещено произносить на российском телевидении.
Фондовые индексы упали на 70% по сравнению с днем медведевской петербургской проповеди. Но это лишь внешние показатели углубляющегося кризиса. Гораздо опаснее для нашей встающей с колен экономики то, что из нее ушли западные деньги и упали цены на нефть. И то и другое, видимо, надолго.
Политбюро немедленно бросилось спасать свои свечные заводики - банки, принадлежащие министрам и экс-министрам, госкорпорации, принадлежащие друзьям президента, - потратив на это десятки миллиардов долларов казенных средств. Набор "антикризисных мер" был настолько наглым и бесстыжим, что даже сверхлояльнейший и сверхосторожный РСПП вынужден был опубликовать "Обращение к руководству страны", в котором мягко укорял оное руководство в том, что оно "сегодня ведет диалог лишь с ограниченным количеством компаний, предоставляя им антикризисную поддержку в рамках непрозрачных схем".
В традициях русской всемирной отзывчивости, едва управившись с самыми неотложными заботами, г-н Медведев отправился в Эвиан, чтобы в "Ля Гранж о Лак" поделиться с западными братьями нашими меньшими уникальными рецептами преодоления финансового кризиса. Приехал он туда не с пустыми руками, а с гостинцем - 4 млрд долларов для спасения страны гейзеров и рун.
Сильный ход, Дмитрий Анатольевич! И пускай неисправимые циники объясняют его тем, что в исландских банках якобы застряли огромные активы одного швейцарского нефтетрейдера, приближенного к высочайшим особам члена кооператива "Озеро". Даже если и так, любой геополитик объяснит вам, что эти 4 миллиарда - осиновый кол в дальнейшее расширение агрессивного блока НАТО на Восток: ведь Исландия, как и любой член НАТО, обладает в организации правом вето.
Но добрый совет дороже любого гостинца, а их Медведев дал целых пять. Представляю, какая благоговейная тишина стояла в зале, когда с трибуны покровительственно звучало:
"В-четвертых, надо способствовать максимально полному раскрытию информации о компаниях, ужесточать надзорные требования, усиливать ответственность рейтинговых агентств и аудиторских компаний".
Перед глазами достаточно информированных слушателей наверняка воображаемой бегущей строкой мелькали имена кристально прозрачных компаний: Gunvor, Millhouse, "Газпром", "Балтинвест", "Росукрэнерго"... И никто ведь не спросил, как брателло Лавров британского министра иностранных дел: Who are you to fucking lecture us? Интеллигентнейшие люди в этом "Ля Гранж о Лак". Они не пьют одеколон и говорят по-французски.
Статьи по теме
Как кто украл? Мы и украли-с
Ваше, уважаемые Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович, затянувшееся молчание по поводу признаний Романа Абрамовича и обвинений Владимира Милова и Бориса Немцова подрывает основы российской государственности.
Кардинальная проблема короля
Путин живет в свободной России – что хочет, то и делает. Медведев, назначенный Путиным, живет в СССР застойных времен, и это уже начинает его тяготить. Но силы пока неравны, и он бунтует со всей осторожностью. Деликатно выражает недовольство, когда уж совсем подопрет.