статья Конец истории по-русски

Андрей Пионтковский, 02.03.2007
Андрей Пионтковский

Андрей Пионтковский

Как мне уже не раз приходилось отмечать, реальным кремлевским конфликтом последних двух лет является не пресловутое противостояние "либералов" и "силовиков" и уж тем более не борьба двух теленанайских мальчиков. Драма "проблемы-2008" заключалась в расхождении интересов Владимира Путина и его ближайшего окружения.

Впервые этот конфликт вывалился наружу весной-летом 2005 года, когда рупор "самого ближнего круга" Алексей Пушков в двух своих передачах непочтительно обрушился на президента, обвинив его в трусости и нежелании бороться за власть в 2008 году.

Через год, летом 2006 года, был уже "устиновский бунт" где-то на грани государственного переворота. Бунт был, по крайней мере временно, подавлен, но воскрешение Устинова в новой роли продемонстрировало определенное равновесие сил.

Наконец, череда загадочных убийств конца 2006 года, которые, видимо, никогда не будут раскрыты, но, по мнению большинства экспертов, скорее всего имеют непосредственное отношение к рассматриваемому нами конфликту. Во всяком случае, официальная версия Путина-Кадырова-Чубайса-Гайдара - "враги Путина и России за рубежом" - не выдерживает никакой критики.

Так или иначе, конфликт "Путин - Ближний круг" перерастал уже в настоящий кризис власти, грозивший при его дальнейшем обострении, разнести всю политическую систему "административной вертикали".

События последних недель, однако, говорят о том, что инстинкт самосохранения заставил, видимо, Путина и его окружение найти некий компромисс. Неожиданное, а для таких корпораций, как армия и Академия наук, скандально-шокирующее возвышение одновременно трех персонажей из исторического периода "раннего Путина" означает, что реализация этого компромисса уже вступила в рабочую стадию.

Судя по всему, бригада приняла наконец отставку Путина. Но на своих условиях. Ключевые посты в новой системе власти будут принадлежать не просто людям, "преданным Путину", - таких сейчас пруд пруди. Они будут принадлежать ветеранам славного похода, повязанным с Путиным общими бизнес-проектами начала 90-х. Из этого и только из этого круга будет выбран и наследник.

Ситуация изменилась в корне. Между Путиным и коллективным Сечиным уже нет принципиального спора о природе власти после 2008 года. Идет деловой рутинный кастинг среди нескольких претендентов, в принципе устраивающих обоих. Ни один из "наследников", ранее возникавших на поверхности, этому условию не отвечал.

Поэтому оправданно повышенное внимание наблюдателей к Сергею Нарышкину. Он один из нескольких таких претендентов (остальных мы просто пока не знаем). Но только один из нескольких. Кроме того, в конкурентной внутривидовой борьбе в питерском подполье г-н Нарышкин страдает, на мой взгляд, существенным недостатком. На фоне гоголевских кувшинных рыл птенцов путинского гнезда (представьте на секунду светлые черты второго, третьего, четвертого лиц государства) у него вызывающе умное лицо.

А что эти судьбоносные изменения в жизни питерской бригады означают для страны в целом? В краткосрочном плане они положительны. Процесс передачи власти пройдет сравнительно гладко. Во всяком случае, прекратятся политические убийства.

С другой стороны, серьезный кризис внутри правящей верхушки давал бы стране (при условии минимальной ответственности и мужества "элиты") шанс выскочить из удушающей ловушки путинизма. Теперь же ясно, что Это надолго.

P.S. Алгоритм окончательного определения наследника состоит из четырtх последовательных шагов:
1) Составляется синтетический фоторобот на основе наиболее характерных черт портретов Фрадкова, Грызлова, Миронова.
2) Вызывается файл фотографий членов дачно-строительного кооператива "Озеро" с корпоративным стажем с 1992 года. Все как на подбор открытые мужественные лица.
3) Выбирается физиономия, наиболее приближающаяся к фотороботу. Например, г-н Сердюков или какая-нибудь еще более колоритная личность с челкой.
4) Юрий Башмет проникновенно исполняет концерт Альфреда Шнитке для альта...

Андрей Пионтковский, 02.03.2007