новость Опубликован рассказ Асана Ахтемова о пытках

14.09.2021

102325
Асан Ахтемов. Фото: Эскендер Ганиев/graty.me

Асана Ахтемова, фигуранта дела о взрыве газопровода в селе Перевальное Симферопольского района, били и пытали током. Рассказ политзека, накануне опрошенного адвокатом Айдером Азаматовым, опубликовали "Г'рати".

Азаматов впервые попал к своему подзащитному. По словам политзека, группа задержания из 10 человек ворвалась к нему домой в масках и с оружием. Ахтемову угрожали и говорили, что он якобы изнасиловал девушку.

На Ахтемова надели наручники и пластиковую маску, его посадили в машину и везли около 40 минут - как он предполагает, в сторону Симферополя, потом завели в какое-то здание и отвели по лестнице на несколько этажей вниз - предположительно в подвал. Политзека посадили на стул, примотав руки и ноги скотчем, повесили на уши оголенные провода и стали бить током. "После этого я согласился со всем, что мне эти люди говорили. А говорили мне они о том, что я подорвал газовую трубу в Перевальном, что мой брат Азиз Ахтемов все уже рассказал, что им все известно: как мы это сделали, на какой машине и другие детали. Угрожали мне тем, что я больше не выйду из этого места", - говорит Ахтемов.

После этого Ахтемова отвели наверх, "посадили на лавочку", после чего стали угрожать и ударили в затылок, а затем "куда-то потащили". Пришел некий человек в военной форме, представившийся доктором. "Этот человек сказал мне, чтобы я говорил все как было. Видимо, я сказал не то, что им нужно, после чего мне опять опустили на глаза маску и один раз ударили в область шеи. Потом меня подняли, взяли под руки и повели опять вниз - наверное, в подвал. Опять посадили на стул, повесили на уши провода. Я думал, что опять будут бить током, испугался за свою жизнь и сказал, что сделаю все, что им нужно", - записал адвокат со слов Ахтемова.

Политзека заставили сказать на видеокамеру "все, что хотели" его мучители, после чего на него опять надели маску и стали выводить из подвала. "В тот момент я думал, что меня ведут расстреливать, так как эти люди постоянно говорили, что хорошо стреляют, что я сейчас побегу, они меня застрелят и скажут, что это сделано при попытке к бегству", - рассказывает Ахтемов. Его куда-то повезли и по дороге говорили, что отвезут в лес и убьют там.

"Меня вытащили из машины и сказали: "Давай беги и помни, что я хорошо стреляю". Я сказал, что я бежать не буду: убивайте меня здесь". Наконец политзека отвезли в управление ФСБ в Симферополе и там заставили еще раз зачитать показания.

О том, что к Ахтемову применялось насилие, уже было известно - Асан подтвердил Джелялу, что его били, на очной ставке в здании ФСБ. Самого Джеляла после обыска удерживали в неизвестном помещении с мешком на голове, и он под угрозой пыток и насилия также дал признательные показания.

10 сентября адвокат Джеляла Николай Полозов сообщил, что ФСБ ужесточила его подзащитному обвинение - с пособничества в диверсии (часть 5 статьи 33 - часть 1 статьи 281 УК) на непосредственное участие в диверсии (часть 1 статьи 281). Двоюродным братьям Ахтемовым вменяется та же статья. Всем троим грозит от 10 до 15 лет колонии.

Украинский адвокат Евгения Закревская попросила Европейский суд по правам человека применить правило 39 его регламента в отношении Джеляла и Ахтемова - принять срочные меры по защите их от пыток и обеспечению доступа адвоката к ним. ЕСПЧ направил российским властям вопросы: есть ли у Ахтемова доступ к адвокату по его выбору, как часто и в каких условиях они встречаются; жаловались ли Джелял и Ахтемов либо их родственники российским властям на недозволенное обращение и получили ли ответы; проводился ли медосмотр политзеков после ареста; если да - суд просит предоставить медицинские документы, составленные в тюрьме. Срок ответа, установленный для российских властей, - до 23 сентября.

По версии следствия, братья Ахтемовы 23 августа в селе Перевальном Симферопольского района якобы установили на трубу газопровода взрывное устройство и произвели взрыв, "в результате чего нанесли данному объекту инфраструктуры повреждения, исключающие его дальнейшую эксплуатацию", и жители Перевального остались без газа. Джелял, по утверждению ФСБ, "в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ" по указанию неких неустановленных лиц "приискал" в качестве исполнителя Асана Ахтемова, а тот привлек к совершению преступления своего двоюродного брата Азиза.

В ФСБ утверждают, что диверсию организовала оперативная служба "Таврия" Главного управления разведки Минобороны Украины, которая будто бы базируется в Херсоне. Заявлялось, что братьям за подрыв газопровода было обещано 2 тысячи долларов и они по указанию "одного из руководителей" Меджлиса ездили в Херсон обучаться у сотрудников ГУР взрывному делу. Организаторами диверсии объявлены Риза Ягьяев-Велиулаев - "агент ГУР, сбежавший из Крыма после сорванной террористической акции в августе 2016 года", а также Максим Мартынюк и Виктор Зелинский, которых ФСБ считает украинскими военными разведчиками (Зелинского - начальником Мартынюка, возглавляющим "Таврию").

МВД России по Крыму 23 августа сообщало, что полицейские, получив информацию о повреждении газопровода в Перевальном, осмотрели его и обнаружили "механическое повреждение газовой трубы", которое "возможно, произошло вследствие противоправных действий неустановленных лиц". По информации РИА "Новости", этот газопровод питал войсковую часть в Перевальном, но не военный городок возле нее. О взрыве тогда не сообщалось. Полиция изначально возбудила дело по части 2 статьи 167 УК (уничтожение или повреждение чужого имущества).

6 сентября, когда судья Киевского райсуда Симферополя Виктор Крапко отправил Ахтемовых и Джеляла в СИЗО, с Азизом Ахтемовым успела встретиться независимый адвокат Сафие Шабанова. Она сообщила, что двоюродные братья были сильно запуганы; Азиз отказался от ее услуг. Как сообщал Азаматов, заседание по избранию меры пресечения Азизу заняло всего 10 минут и он сам, согласно постановлению об аресте, поддержал это решение. Джелял на тот момент, как передавал Полозов, уже не признавал вину.

Пятеро крымских татар были задержаны после того, как у них прошли обыски: владелец мебельного магазина Эльдар Одаманов - в Симферополе, мастер по ремонту автомобилей Азиз Ахтемов и Джелял - в селе Первомайское Симферопольского района, знакомый Одаманова, водитель главреда крымскотатарской газеты "Авдет" Асан Ахтемов - в селе Левадки Симферопольского района, грузчик Шевкет Усеинов - в Евпатории.

Крымские татары 4 сентября пришли поддержать задержанных к зданию управления ФСБ в Симферополе. Силовики задержали 40 человек. На них составили 58 административных протоколов - по статьям 19.3 (неповиновение полиции) и 20.6.1 КоАП России (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения). На Усеинова и Одаманова также сфабриковали протоколы по статье 19.3.

6 сентября тот же Киевский райсуд Симферополя рассмотрел ряд дел по статье 19.3. Усеинов и Одаманов получили соответственно 14 и 15 суток ареста. 10 суток дали отцу Азиза Ахтемова Эскендеру, 15 суток - еще одному его сыну Арсену.

Джелял участвовал в первом саммите "Крымской платформы", который проходил 23 августа в Киеве. В 2017 году его опрашивали в ЦПЭ после доноса, поданного неизвестным в связи с интервью, которое он дал годом ранее телеканалу "112 - Україна" как первый зампред Меджлиса. В 2018-м его задерживали на российском пропускном пункте на административной границе Крыма и континентальной Украины после возвращения из Киева с конференции Курултая крымскотатарского народа.

14.09.2021


новость Новости по теме