Освобожденного евромайдановца Костенко везут в Москву
Евромайдановец Александр Костенко, освобожденный из ИК-5 общего режима для бывших силовиков и правоохранителей в Кирово-Чепецке, пригороде Кирова, едет в Москву вместе с украинским консулом. Об этом написала в Фейсбуке украинский омбудсмен Людмила Денисова.
Бывший политзек направляется в посольство Украины в столице. "Сейчас он уже под защитой украинской власти, - написала Денисова. - Он под юрисдикцией нашей страны".
Ранее об освобождении Костенко из колонии по отбытии срока сообщила координатор "Росузника" Яна Гончарова. "Минус один политический узник, почти забытый Украиной", - отметила она. По словам Гончаровой, пока неизвестно, "получится ли что-то сделать" врачам со сломанной политзеку при пытках рукой.
Незадолго перед освобождением, 21 июня, Костенко отправили в ШИЗО на 7 суток, обвинив его в том, что он находился в спальном помещении отряда, "нарушая установленный распорядок". Политзек в объяснительной признал проступок: членам ОНК он пояснил, что в противном случае ему дали бы не 7, а 10 суток ШИЗО.
Костенко 32 года. Он работал в симферопольской милиции, откуда уволился в сентябре 2013-го, обвинив руководство республиканского главка МВД Украины в крышевании отправки проституток из Крыма в Москву. Активный участник киевского Евромайдана. После аннексии Крыма обосновался на континентальной Украине. Основал и возглавил благотворительный фонд "Український Крим. Повернення".
По информации "КрымSOS", в начале ноября 2014 года Костенко был похищен в Киеве, предположительно оперативниками ФСБ, и вывезен в Россию. Майдановец сумел бежать, но, не имея документов, не мог вернуться на континентальную Украину. Тогда он прибыл в Крым, где живут его родственники, и несколько месяцев там скрывался.
5 февраля 2015 года ФСБ задержала Костенко в Симферополе. Против майдановца сфабриковали дело по пункту "б" части 2 статьи 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы) и части 1 статьи 222 российского УК (незаконное хранение оружия). В мае 2015-го Костенко осудили к 4 годам 2 месяцам общего режима. Обвинение в процессе поддерживала лично тогдашний прокурор аннексированного Крыма Наталья Поклонская. Вину политзек не признал.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы срок майдановцу был уменьшен до 3 лет 11 месяцев, а кассационная инстанция сократила его еще на 5 месяцев.
После задержания Костенко подвергся пыткам. Известно, что в издевательствах участвовали оперативники ФСБ майор Андрей Тишенин и капитан Артур Шамбазов. Перелом руки не сросся. Запоздалая операция, проведенная уже после приговора, не помогла. От новой операции, которую политзеку предлагали в колонии, он отказался, потребовав госпитализации в гражданскую больницу. Адвокат политзека Дмитрий Сотников уточнял, что Костенко нуждается в протезировании сустава.
В июле 2016 года стало известно, что ФСБ вынудила политзека отказать чешскому политику, бывшему главе МИДа Карелу Шварценбергу в доступе к своим медицинским документам.
В ИК-5, где Костенко содержался с осени 2015-го, его и ранее неоднократно отправляли в ШИЗО. В УДО, как и в замене неотбытого срока более мягким наказанием, суды политзеку отказывали.
Отец политзека Федор Костенко пропал без вести 3 марта 2015 года, после того как въехал в Крым с континентальной Украины, возвращаясь с киевской пресс-конференции, посвященной делу его сына. Не исключалось, что Костенко-старшего могли случайно убить.
Младший брат майдановца Евгений Костенко в июле 2016-го был оштрафован на 60 тысяч рублей по сфабрикованному обвинению в оскорблении судьи Киевского райсуда Симферополя Виктора Можелянского во время оглашения этим судьей приговора политзеку.
Ранее в кирово-чепецкой ИК-5 содержался также фигурант первого дела "украинских диверсантов" Редван Сулейманов, освободившийся весной по отбытии срока. Из российских политзеков там заключены осужденный по делу о вербовке в "Правый сектор" московский нацист Александр Разумов и лидер татарского патриотического фронта Altın Urda Данис Сафаргали, обвиненный в экстремизме.