Нападение на журналиста Рязанцева: двум подсудимым дали реальные сроки
Судья Кировского райсуда Ростова-на-Дону Александр Енин вынес приговор фигурантам дела об избиении журналиста "Кавказского узла" Владислава Рязанцева. Об этом сообщает 161.Ru.
Андрей Безуглов осужден к 3 годам 8 месяцам общего режима с полугодовым ограничением свободы по отбытии срока, Руслан Павлюк - к 3 с половиной годам общего режима, Сергей Корнеев, на момент нападения несовершеннолетний, - к 1 году 7 месяцам условно с 2-летним испытательным сроком, а Александр Вишняков - к 300 часам обязательных работ.
Судя по фото из зала суда, Безуглов и Павлюк до приговора содержались в СИЗО, а Корнеев и Вишняков оставались на свободе.
Согласно карточке дела на сайте суда, Безуглов объявлен виновным по статье 116 (побои) и части 2 статьи 282.2 УК (участие в деятельности экстремистской организации), а Вишняков - по двум эпизодам, квалифицированным по 116-й статье.
Сведений об обвинениях, инкриминированных Павлюку и Корнееву, в карточке не содержится. Как можно заключить из ранее появлявшихся сообщений, Корнееву вменили те же составы, что и Безуглову, а Павлюку - статью 116 и части 1.1 статьи 282.2 кодекса (вовлечение в деятельность экстремистской организации).
Помимо избиения Рязанцева всем, кроме Вишнякова, было вменено также членство в Misanthropic Division. Согласно фабуле дела, Павлюк, ставший членом этой группировки, вовлек в ее деятельность Безуглова и Корнеева. Откуда в обвинении Вишнякова появился второй эпизод по статье 116 УК, в известных "Граням" источниках не уточняется.
Слушания по существу дела начались в октябре прошлого года. Процесс занял около 15 заседаний. В прошедших 23 марта прениях сторон прокурор, как передавал "Кавказский узел", запрашивала для Павлюка и Безуглова реальные сроки 4 с половиной года и 3 года 8 месяцев соответственно, для Корнеева - 2 года 1 месяц условно, для Вишнякова - 300 часов обязательных работ. Таким образом, Безуглов и Вишняков получили точно такие наказания, каких требовала обвинитель, тогда как приговоры Павлюку и Корнееву оказались мягче; при этом основной фигурант Павлюк получил меньший срок, чем Безуглов.
Трое из четырех подсудимых заявили о признании вины. Безуглов оказался единственным, кто вину не признал. В последнем слове он заявил, что о существовании Misanthropic Division узнал от следователя, а в избиении Рязанцева непосредственно не участвовал. Как пояснял в прениях адвокат подсудимого Сеймур Мамедов, во время нападения Безуглов удерживал жену журналиста.
Рязанцев был избит средь бела дня 10 января 2017 года на площади Советов в центре Ростова. Нападавших было не четверо, а пятеро. Ограбить журналиста не пытались. Вопреки заявлениям адвоката Безуглова на суде, сообщалось, что жену Рязанцева, когда она попробовала заступиться, не удерживали, а грубо оттолкнули. Однако, когда в ситуацию вмешались прохожие, нападавшие скрылись.
Журналист получил ушиб мягких тканей головы и консолидированный перелом правой лучевой кости. Сообщалось также, что у него подозревают закрытую черепно-мозговую травму.
В тот же день русский нацист Роман Железнов (Зухель), эмигрировавший на Украину, заявил, что нападение совершено правыми. Причиной "воспитательной работы", пояснил он, стала "активная публичная деятельность (Рязанцева. - Ред.), по мнению русских национал-социалистов, являющаяся вредоносной". В своей публикации нацист поместил "фото наблюдения за персонажем за пару минут до встречи".
Вскоре Life опубликовал два видео, на которых неизвестный заявил от лица "национал-социалистов Ростовской области", что именно они избили журналиста. "Рязанцев является жестким пропагандистом коммунизма", утверждалось в одном из комментариев, а "коммунистической идеологии нет места в РФ".
О задержаниях подозреваемых по делу СМИ сообщили 10 апреля. При этом тогда утверждалось, что по делу проходят не четверо, а пятеро граждан - столько же, сколько и было нападавших. По имени упоминался только Павлюк; его называли лидером местной ячейки Misanthropic Division.
Life тогда заявлял, будто фигуранты дела по наущению Железнова, ранее воевавшего в полку Нацгвардии Украины "Азов", а также неких "координаторов из Нацгвардии" "планировали в майские праздники устроить акции, направленные на повреждение зданий органов власти в Ростове-на-Дону". Эти эпизоды, однако, в дело не попали.
Сам Рязанцев неоднократно заявлял, что не удовлетворен работой следствия. Так же в прениях оценил работу СКР адвокат "Правовой инициативы" Алексей Меншиков, представлявший интересы пострадавшего. Следственное ведомство в сообщениях по делу называло Рязанцева не только штатным сотрудником "Кавказского узла", но также лидером Левого блока. Между тем сам журналист настаивал, что уже несколько лет не занимается политическим активизмом. В то же время незадолго до нападения ему поступали звонки и эсэмэски с угрозами, о чем он упоминал еще на первом допросе в качестве потерпевшего. При этом, указывал журналист, следователями вопрос о его участии в политических организациях "вообще не ставился".
Также Рязанцев выразил несогласие с квалификацией дела. Как он, так и Меншиков настаивали на замене статьи 116 в обвинении более тяжкой частью 3 статьи 144 УК (воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста с применением насилия). Один из фигурантов в своих показаниях называл причиной нападения, в частности, то, что "на "Кавказском узле" распространяются искаженные сведения о националистических движениях", пояснял Рязанцев. Однако обвинение переквалифицировано не было.
В июле 2016 года по делу Misanthropic Division был задержан ростовчанин Виктор Пехтерев. Одновременно в Москве схватили Кирилла Халепо, а в Архангельске - Виталия Царука. Всем троим предъявили обвинения в экстремизме, а Халепо - также в терроризме. Поводом стали исключительно публикации фигурантов в интернете. Вину все трое признали частично.
20 июня 2017-го Московский окружной военный суд приговорил Пехтерева к 3 с половиной годам общего режима, Царука - к 3 годам 2 месяцам общего режима, а Халепо - к 3 годам колонии-поселения. 7 сентября Верховный суд подтвердил приговор.