Ингушский политзек Хазбиев прекратил сухую голодовку в СИЗО
Ингушский оппозиционер Магомед Хазбиев, заключенный в СИЗО-1 в Карабулаке по делу о хранении оружия, решил прекратить сухую голодовку, сообщил "Граням" адвокат правозащитной группы "Агора" Андрей Сабинин. Врачи предупредили политзека о необратимых последствиях в случае ее продолжения.
"Он девять дней на голодовке, - рассказал Сабинин после встречи с Хазбиевым в СИЗО. - Врач с учетом состояния здоровья Магомеда Хазбиева предупредил, что еще пара дней и начнутся необратимые последствия. После консультации с адвокатом было принято решение завтра прекратить голодовку. Магомед Хазбиев планирует лично продолжить свою борьбу, в том числе с нашей помощью по доказыванию своей невиновности. В ближайшее время его должны перевести из одиночки в обычную камеру".
Хазбиева обвиняют по статье 222 УК (незаконное хранение оружия) и части 1 статьи 319 (оскорбление представителя власти). Он связывает уголовное преследование и арест со своей профессиональной деятельностью и гражданской позицией. Также Хазбиев добавил, что его дело является политическим, а уголовное наказание должны понести сотрудники полиции, которые подбросили ему боеприпасы.
12 марта Хазбиев объявил в СИЗО сухую голодовку. Непосредственным поводом к акции протеста стал отказ политзеку в медицинской помощи, рассказала адвокат Хеди Ибриева. "Его по-прежнему отказываются отправлять на медосвидетельствование, - заметила юрист. - Магомед сказал, что если он и так не может получить надлежащее питание и лечение, если им плевать на его жизнь, то он объявит голодовку".
Хазбиев страдает неспецифическим язвенным колитом. Это заболевание, указывает Ибриева, включено в правительственный перечень диагнозов, препятствующих содержанию под стражей. Однако 29 января апелляция на арест оппозиционера была отклонена, а в начале февраля политзеку продлили арест до 6 апреля.
В заключении у Хазбиева как минимум дважды открывалось кровотечение. При отсутствии лечения есть риск возникновения рака. Тем не менее диетическим питанием в СИЗО политзека не обеспечивают, а продукты, которые приносят родственники, передавать отказываются. Сам оппозиционер во время рассмотрения апелляционной жалобы на арест назвал условия в СИЗО "фашистскими".
38-летний Хазбиев - член движения "Мехк-кхел", бывший председатель регионального отделения РПР-ПАРНАС и владелец сайта Ingushetiyaru.org. В начале 2014 года приезжал в Киев выразить поддержку Евромайдану.
Преследование Хазбиева началось в январе 2015 года, когда оппозиционер готовил протестный митинг в Назрани. В доме политика прошел обыск, по итогам которого были изъяты оружие и боеприпасы; Хазбиев настаивает, что их подбросили полицейские. Двое братьев оппозиционера были задержаны по подозрению в угоне машины и отправлены в Ростов-на-Дону, где 11 месяцев провели в СИЗО; в итоге их освободили из-за отсутствия каких бы то ни было доказательств.
Самого Хазбиева предупредили, что он также будет задержан. После этого политик выехал в Чечню. Там 1 февраля 2015 года машину оппозиционера обстреляли. С тех пор он почти три года находился в Чечне под госзащитой. В попытке убийства Хазбиев обвинил Увайса Евкурова, брата главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова.
Через две с половиной недели после покушения на оппозиционера, в ночь на 17 февраля, обстрелу подвергся дом его родителей в Назрани.
В начале нынешнего года после консультаций со старейшинами своего тейпа Хазбиев принял решение 11 января вернуться в Ингушетию, о чем сообщил в видеообращении. Сразу после публикации видео, в ночь на 8 января, на дом родителей политика было совершено второе нападение - во двор бросили осколочную гранату. Одна из стоявших во дворе машин сгорела полностью; вторая, бронированная, оказалась сильно посечена осколками. Также серьезные повреждения получили стены и двери дома.
В этом нападении Хазбиев также обвинил Евкурова и его приближенных. Таким образом, пояснил политик, ингушские власти предостерегают его от возвращения в регион.
11 января Хазбиев, как и намеревался, приехал в Ингушетию и сразу же был отправлен в СИЗО, поскольку ранее его заочно арестовали. В изоляторе политзека поместили в карцер; 23 января он был переведен в одиночную камеру.