новость Политзек Кашапов вышел на свободу

27.12.2017
Рафис Кашапов на свободе. Фото: azatliq.org

Рафис Кашапов на свободе. Фото: azatliq.org

Татарский политзек Рафис Кашапов вышел на свободу из ИК-19 в Ухте (Республика Коми), полностью отбыв срок наказания. Об этом сообщает руководитель правозащитной группы "Агора" Павел Чиков.

59-летний Кашапов, председатель отделения Всетатарского общественного центра в Набережных Челнах, был арестован в декабре 2014 года за публикацию в интернете трех текстов и одного демотиватора с критикой аннексии Крыма и агрессии России в Донбассе. 15 сентября 2015-го судья Набережночелнинского горсуда Дан Шакуров приговорил Кашапова к трем годам общего режима по части 1 статьи 282 (возбуждение ненависти либо вражды) и части 2 статьи 280.1 УК (публичные призывы к сепаратизму через интернет).

Сам Кашапов не отрицал факта публикации текстов и демотиватора, однако настаивал, что состава преступления в этих действиях нет. Выступая в своем процессе с последним словом, он подчеркнул, что дело полностью сфабриковано ФСБ.

13 ноября 2015-го Верховный суд Татарии оставил решение Шакурова в силе, сняв с политзека лишь дополнительное наказание - двухлетний запрет пользоваться соцсетями по выходе из колонии.

Сразу по прибытии в начале 2016 года в ИК-19 на Кашапова одно за другим начали по надуманным поводам налагать взыскания. Его минимум четырежды отправляли в ШИЗО, перевели в ОСУОН (отряд строгих условий отбывания наказания); наконец, в апреле 2016-го стало известно, что политзека переводят в ЕПКТ (единое помещение камерного типа - внутреннюю тюрьму) ИК-31 строгого режима в городе Микунь.

В декабре прошлого года здоровье Кашапова ухудшилось. Как выяснилось, у политзека сильно понижено давление. Кроме того, в феврале 2017-го, после перевода общественника во фсиновскую больницу № 18 в Ухте, выяснилось, что он также страдает язвой желудка. В январе на встрече со своим адвокатом Русланом Гарифуллиным Кашапов заявил: "В случае моей смерти виновными считать сотрудников ФСБ, УФСИН Республики Коми, прокуратуру".

В начале апреля, по истечении годового срока в ЕПКТ, Кашапова вернули в ИК-19.

В январе 2016 года стало известно, что Кашапов подал жалобу на приговор в ЕСПЧ. Это была первая жалоба в Страсбург на решение, вынесенное по статье 280.1 УК. В январе нынешнего года СМИ передавали, что политзек обратился с жалобой на эту норму в Конституционный суд.

11 июля судья Ухтинского горсуда Светлана Новоселова назначила Кашапову три года административного надзора после освобождения из колонии. Фсиновцы добивались, чтобы оппозиционера поместили под надзор на пять лет.

Однако 5 октября на рассмотрении апелляции в Верховном суде Коми представитель ИК-19 отказался от своего иска. В силу этого решение первой инстанции в законную силу не вступило, а производство по иску было прекращено.

Рафис Кашапов, татарский активист, бывший политзаключенный

Меня все поздравляют с освобождением, но радоваться особо не приходится, потому что я вышел из малой тюрьмы в большую.

Когда в Казани шло следствие и я содержался в изоляторе, ФСБ'шники мне говорили: "Ты будешь в той колонии (куда меня должны были послать) - там нет ни телевизора, ни газет. К тебе не доберется ни один правозащитник. Туда не пустят ни жену, ни детей". Это действительно так и было. Летом 2016 года должно было быть свидание с женой Нурзией и сыном Рустемом. Им велено взять побольше флэшек и сим-карт с собой - дескать, Рафис попросил. А на самом деле это была чистой воды провокация: такие вещи запрещено везти на свидание. В итоге свидания не было.

Об отказе Москвы продлить договор о разграничении полномочий между Татарией и Россией. С самого 1552 года, когда нас превратили в рабов, с нами продолжают делать все, что хотят. Договор, образование, высшие учебные заведения, язык, экономика - Россия продолжает по-своему делать то, что делает. Нас - чувашей, татар, башкир, хакасов и бурят - всех уравняли, потому что ведется такая политика. Это было веками, так будет и дальше.

Накануне моего освобождения в камере появился новый человек, который вдруг начал меня спрашивать, я ли веду группу "Воля Идель-Урал" в сети "Вконтакте". Я уже три года сижу в тюрьме, у меня нет не то что интернета, но даже телефона, телевизора и доступа к газетам - а мне задают такие вопросы! Спросили, веду ли свою страничку "Вконтакте" - ведь она все еще там есть. Я ответил, что "я еще даже не вышел, а ФСБ уже продолжает со мной работать". Думаю, мне еще предстоят встречи с ФСБ, МВД или прокуратурой.

Еще до заключения мне предлагали уехать в США, Канаду, Турцию и просить статус политического беженца. Меня звали в Германию, Канаду. За меня заступились татары Китая. Когда уже сидел, мне предлагали статус эмигранта в Испании, Польше, Австралии, Японии. С одной стороны, это все очень приятно. Демократические страны понимают, что Россия идет к диктатуре. Я думаю, что преследования активистов продолжатся, будут еще посадки смелых людей, не скрывающих правды.

27.12.2017


новость Новости по теме