статья Дорога со Смоленщины в Страсбург

Дженни Курпен, 29.12.2011
Таисия Осипова в суде 27.12.2011. Фото Ю.Иващенко/Грани.Ру

Таисия Осипова в суде 27.12.2011. Фото Ю.Иващенко/Грани.Ру

В районном суде Смоленска завершилось судебное следствие по уголовному делу оппозиционной активистки и политзаключенной Таисии Осиповой ( Фото ФОТО). 29 декабря федеральный судья Евгений Дворянчиков должен огласить приговор. Гособвинение запросило для подсудимой наказание в виде 12 лет и 8 месяцев лишения свободы.

Таисия была задержана в собственном доме в Заднепровском районе Смоленска 23 ноября 2010 года и заключена под стражу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Смоленской области. Осиповой было предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 30 – ч. 1 ст. 228.1 УК РФ.

За время досудебного следствия больной сахарным диабетом Таисии пришлось пережить несколько приступов гипогликемии (состояние близкое к коме), но никаких шансов на перевод в тюремную больницу и независимое медицинское обследование не было. Неоднократно подавались жалобы на условия содержания, однако администрация СИЗО вынудила Таисию подписать бумаги об отсутствии претензий по этой части. Тем временем следователь Светлана Иванова в рекордные сроки завершила предварительное расследование и передала уголовное дело в суд.

С первых же судебных заседаний становится очевидным, что в деле попросту отсутствуют объективные доказательства вины Таисии, а имеющиеся доказательства сфальсифицированы. Обвинение апеллирует только к письменным показаниям оперативников ЦПЭ, к показаниям понятых (являющихся, как выяснилось на суде, активистами движений "Наши" и МГЕР, которые обеспечивают политическое прикрытие оперов по делу) и пресловутого "засекреченного" свидетеля, скрывающегося под псевдонимом, который прямо в судебном заседании признается в давнем сотрудничестве с правоохранительными органами, то есть является заинтересованным лицом. Все без исключения свидетели обвинения дают путаные, противоречивые показания.

Следующим существенным проколом обвинения стало появление в деле распечаток телефонных соединений понятых в дни контрольных закупок. Они были предоставлены суду по инициативе защиты компаниями сотовых операторов. Анализ времени телефонных соединений и расположения базовых передающих станций показал, что данные сотовых компаний полностью расходятся с данными в подписанных протоколах. Получается, что понятые фактически отсутствовали на месте составления и подписания протоколов. Они так и не смогли объяснить, каким образом это могло произойти. Однако у суда не возникло сомнений в правдивости показаний понятых.

В июне 2011 года в защиту вступает адвокат Межрегиональной правозащитной ассоциации "Агора" Светлана Сидоркина. Это решение было принято в связи с тем, что обвинение пыталось оказать давление на первого защитника Таисии через адвокатское сообщество Смоленска. В июле 2011 года жалоба, поданная Сидоркиной в Европейский суд по правам человека, принимается к рассмотрению с первой категорией срочности.

Судья Евгений Дворянчиков в ходе процесса последовательно отклонял подавляющее большинство ходатайств защиты, в том числе и ходатайство о проведении комплексной экспертизы изъятых в ходе обыска шприцев на наличие отпечатков подозреваемой, а также анализа изъятого вещества для выявления объема чистого наркотика. Окончание судебного следствия и вынесение приговора Осиповой откладывалось несколько раз.

27 декабря 2011 года состоялись прения по делу. Адвокаты Наталья Шапошникова и Светлана Сидоркина изложили доводы о недоказанности вины подсудимой по всем вменяемым ей эпизодам, детально разъяснили имевшие место грубые нарушения УПК РФ и закона об оперативно-розыскной деятельности. В своем выступлении Сидоркина представила обширный материал по практике рассмотрения подобных дел Европейским судом по правам человека. В частности, речь шла о провокационной природе действий оперативных сотрудников, проводящих более одной контрольной закупки, о недопустимости вменения вины по многоэпизодному преступлению (которое фактически является одним длящимся) с участием одних и тех же закупщиков и понятых, а также о явной провокации на совершение преступления, которая усматривается в действиях сотрудников правоохранительных органов. В соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации о применении международного права в рамках российского правосудия приведенные в пример дела для судов РФ имеют преюдициальное значение. В своих решениях внутригосударственные суды должны руководствоваться принципами и основами Конвенции по правам и свободам человека, с момента ратификации на территории РФ ее нормы стали обязательными к применению российскими судами, а в случае пробелов в законодательстве страны применения они заполняются пунктами Конвенции.

Кроме того, адвокатами подчеркивалась политическая мотивированность обвинения, которая стала очевидной при анализе материалов уголовного дела.

Текст: Дженни Курпен
Фото: Юрий Иващенко

Дженни Курпен, 29.12.2011


в блоге Блоги

новость Новости по теме