статья Хорошо темперированное большинство

Андрей Колесников, 17.04.2001

Процесс партийно-политического укрупнения, который начался с того, что глава депутатской группы "Народный депутат" Геннадий Райков перепутал правоцентристскую коалицию с пропрезидентской, а Владимир Путин и вовсе запутался в понятиях "государство" и "общество", назвав партии конструктивными элементами государства, дошел до важного промежуточного этапа. Между наиболее идеологически аморфными депутатскими структурами - "Единством", ОВР, "Народным депутатом" и "Регионами России" - достигнута договоренность о создании единого координационного совета и межфракционной коалиции.

Голосовать будут одинаково - поддерживать предложенные президентом законопроекты. Тем самым закладываются основы корпорации, которая должна обеспечить едва ли не конституционное пропрезидентское большинство в Думе. Принципиальная внеидеологичность, разношерстность и готовность выполнять команды из Кремля, присущие "Единству" и "Народному депутату", дополнены политической неприкаянностью "Регионов России" и ОВР.

Как говорил секретарь ЦК КПСС партии товарищ Разумовский, выступая на митинге в Ереване в разгар противостояния армян и азербайджанцев: "Что делить двум братским мусульманским народам?". Так вот, что, собственно, делить фракции ОВР, этой бледной тени несостоявшейся партии власти, с собственно партией власти? Решительно нечего. Идеология русского центризма настолько резиновая, что предполагает поддержку любых начинаний, пусть и прямо противоположных по содержанию, но исходящих от сильной исполнительной власти, которая держит центристов на коротком поводке. Бессмысленны даже разговоры о том, что ОВР теперь двинется в сторону правого центра. Да хоть в сторону Северного полюса, если это будет надо для обеспечения законодательных инициатив известно кого!

В координационный совет войдут лидеры четырех депутатских объединений, их замы и по одному депутату от каждой фракции и группы. Опытный Евгений Максимович Примаков, знающий толк в единогласии, туманно предположил, что если один из членов этого совета не согласится поддержать решение о консолидированном голосовании, это не будет означать, что совет разрушен. Подобного рода ситуации, конечно, вполне возможны, но это никак не повлияет на единый порыв нового межфракционного объединения в поддержке начинаний исполнительной власти.

Учитывая, что разумные идеи Кремля, особенно в плане реформы экономики, могут быть поддержаны и собственно правыми фракциями, новая ситуация в принципе может способствовать прохождению важных реформаторских законов. Но что-то подсказывает, что здесь-то как раз такого единодушия не будет. Исполнительная власть тоже разная: есть президент, есть правительство, в правительстве - группировки, в прзидентской администрации - группы... Возможность "разводок" между этими "ветвями" политической номенклатуры оставляет нашим центристам шанс маневрировать между разными властными кланами и иногда при голосованиях даже солидаризироваться с коммунистами.

Андрей Колесников, 17.04.2001