статья Партия и ... - близнецы-братья

Андрей Колесников, 27.12.2000

Закон о политических партиях в спешном порядке внесен в Госдуму. Как обещают его разработчики, а также депутаты и вообще все, кто успел "примазаться" к творческому процессу, закон будет рассмотрен в самое ближайшее время и принят в пределах первого квартала 2001 года.

В отличие от принципиальных экономических законопроектов типа Трудового кодекса или кодекса Земельного, а также пакета по дерегулированию, никаких особых проблем при прохождении закона о партиях быть не должно: с самого начала политические силы страны готовились к худшему - к подстраиванию под те правила игры, которые будут установлены.

Конечно, принципиальный момент - отнюдь не необходимое число индивидуальных членов или региональных организаций. Предмет для беспокойства - можно ли создавать предвыборные блоки, или партия должна в одиночку идти от победы к победе и от поражения к поражению? Например, этот момент чрезвычайно актуален для российских демократов, а именно СПС и "Яблока". Вполне очевидно, что в результате временного объединения усилий и создания предвыборного блока эти два политических образования могут собрать на выборах весьма значительное число голосов. Если же на выборы идут только и исключительно партии, то это обстоятельство сильно осложняет жизнь демократам и либералам. Потому что им либо надо объединяться в общую партию, что по определению невозможно в силу того, что у одних - единоличный лидер Григорий Явлинский, а у других - целый фейерверк руководителей. Либо идти на выборы самостоятельно, четко разграничивая сферы влияния или жестоко конкурируя.

Для СПС это вообще отдельная головная боль, потому что весьма разношерстным структурам, составившим это объединение, придется самораспускаться в течение отмеренного лично Анатолием Чубайсом времени, то есть полугода, и интегрироваться в единую партию под тем же названием. Это процесс болезненный и тяжелый. Скажем, у КПРФ и "Единства" таких проблем возникнуть не должно. (Конкуренция в левой части политического спектра со стороны движения "Россия" оказалась математически ничтожной величиной.) Следовательно, им зарезервированы места в той самой "двух-, трехпартийной системе", заявка на которую была подана лично Путиным В.В. некоторое время тому назад.

Более серьезный вопрос: кто сохранит свою легитимность в правой части политического спектра? Надо понимать, что в принципе и СПС, и "Яблоко", даже оставшись в гордом одиночестве, могут сформировать партии, подпадающие под критерии нового закона. Но если система трехпартийная, то выживет только одна структура?

На самом деле не стоит преувеличивать возможности власти. Разумеется, отменить как класс СПС или "Яблоко" можно. Но сделать это в нынешней социологической ситуации, когда и та и другая политическая сила пользуются весьма значительной поддержкой избирателей, достаточно сложно. Да и председатель ЦИКа Александр Вешняков, будучи "хозяйственником-прагматиком", заявил, что после "санации" выживут от 10 до 30 партий. Так что у демократов даже и в раздельном состоянии есть шанс для самосохранения. Другое дело - сколько мест они смогут в таком виде получить в будущей Думе?

Короче говоря, партийная система должна стать составной частью новой "вертикали" власти. Ее структура будет оптимизирована до состояния полной или частичной управлямости. Как глубоко зайдет управляемость, мы узнаем в первом квартале будущего года.

На фото: Фракция СПС в Думе

Андрей Колесников, 27.12.2000