статья Велика "Единая Россия", а наступать ей некуда

Дмитрий Шушарин, 27.02.2003
Александр Беспалов. Фото с сайта www.lenta.ru

Александр Беспалов. Фото с сайта www.lenta.ru

Никто – ни один политик, ни одна партия, общественная организация и организованная преступная группировка – не подвергался в последние годы таким изощренным журналистским издевательствам, как "Единая Россия", которую по привычке называют "Единством". В память о ее отце-основателе Борисе Абрамовиче Березовском, который, подобно Льву Давидовичу Троцкому, создавшему Красную Армию, оставил свое детище людям более ловким, а сам отправился в изгнание. А вот об Александре Беспалове впору было говорить словами Ленина о Сталине в знаменитом "Письме к съезду". Нет, конечно, никто не взялся бы утверждать, что товарищ Беспалов груб. А вот о сосредоточенной в его руках необъятной власти, прежде всего финансовой, говорили все.

На сегодняшний день Александр Дмитриевич еще занимает должность председателя генсовета "Единой России". Но его назначение на должность главы газпромовского департамента информационной политики недвусмысленно свидетельствует о близком конце его партийной карьеры. Напрашивается аналогия с еще одним эпизодом из истории прежней отечественной "партии власти". Весной 1938 года глава НКВД Николай Иванович Ежов получил дополнительную должность наркома водного транспорта - и уже через несколько месяцев его место на Лубянке занял Лаврентий Берия. Впрочем, последующая печальная участь Ежова г-ну Беспалову, конечно, не угрожает.

Случившееся c лидером "Единой России" наверняка даст повод для новых колкостей. Тем более что ВЦИОМ в начале февраля сообщил о падении рейтинга ЕР с 27 до 14 процентов. И это при том, что единороссы давно взяли курс на формирование в Думе конституционного большинства. Непонятно только, зачем это большинство исполнительной власти: ЕР уже и сейчас осознает свою высокую ликвидность, а имея возможность менять Конституцию, фракция вполне вероятно потеряет управляемость. Но это все из области предположений. Пока же социологи портят настроение руководству партии, да еще и региональные выборы проходят не по-умному.

Все это нехорошо. Все это меняет планы жизни, которые были ясны и просты: уговорить президента поделиться рейтингом. Это неважно, что низкая квалификация социологов приводит к тому, что опросы показывают увеличение разницы между рейтингом доверия президенту и готовностью голосовать за него. Не хочется думать о том, что никто не гарантирован от сюрпризов в следующем году, когда граждане пойдут выбирать главу государства. Но в году текущем единороссы надеются еще урвать, еще мечтают о том, что вот укажет на них государь: голосуйте, люди добрые, вот за этих и за этих. А за тех – ни-ни!

Но вот от околовластных политэкспертов пришло новое политическое клише – "модернизация". Хватит претензий на то, чтобы быть КПСС, пора становиться партией. Легко сказать. Модернизация – это вам не смена 120 процентов списочного состава с последующим приемом в партию Михаила Леонтьева и Даши Асламовой. Это вообще нечто такое, что к внутрипартийному устройству имеет второстепенное отношение. Модернизация влечет за собой самые серьезные, коренные перемены во взглядах на мир и свое место в нем, то есть на электорат и отношения с электоратом. Сейчас, понятное дело, вопрос "за что бороться" перед единороссами не стоит. Бороться надо за возможность воспользоваться промоутерскими услугами главы государства. Мысль о том, что он вообще-то может воздержаться от работы PR-агентом ЕР, у членов ЕР не возникает – крамольная это мысль. А модернизация предполагает, что бороться придется за голоса избирателей. Но именно с этим у единороссов получился самый большой прокол.

Главная проблема единороссов – это их образ избирателя, представления об электорате. Нет, все по науке – есть даже понятия о различных социальных группах, каждой из которых надо что-то предложить. Но озвучено пока только одно – жалуйтесь! Мы не партия, мы бюро жалоб. Мы вам тут, правда, несколько месяцев назад пообещали, что возьмем под контроль выплату пенсий и зарплат, но то когда было! Тогда, когда проблем с этим не было и не предвиделось. А сейчас вот там всякие акции протеста, так вы с этим к министрам и вице-премьерам, а мы так, нам жалуйтесь просто на жизнь.

Вообще-то и PR-кампания с зарплатами, и нынешняя "жалейка" - это не очень чтоб конституционно. Ну, жалобы еще туда-сюда, но вот насчет "контроля" - это уж точно попахивает самозванством и самоуправством. Ну ладно, наглядную агитацию развесили, бюджет освоили, а больше ничего и не надо было. Но выборы не за горами. Что дальше?

А дальше вот что. Конечно, адмресурс – великая сила. Но, похоже, с определением своего электората единороссы промахнулись. А поскольку "своими" они считают всех дееспособных граждан страны, то они, пожалуй, не только промахнулись, но и попали. Три с лишним года они исходили из того, что граждане России – это сплошь жалобщики. А они, даже будучи так называемыми бюджетниками (странная социальная группа, объединяющая пенсионеров с министрами, а учителей – с генералами), не рвутся особенно отдаваться единороссам. Что и показывают местные выборы.

Да как же им, бедным, модернизироваться, если вся политическая жизнь прошла в глубоких отцовских чувствах по отношению к электорату, который они все по привычке называют народом. А вы говорите: поменять Ивана Иваныча на Ивана Африканыча. Электорат менять надо – он плохой и неблагодарный.

Дмитрий Шушарин, 27.02.2003