статья И открывалок в руки не дадут...

Эдуард Лимонов, 07.10.2008
Эдуард Лимонов. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Эдуард Лимонов. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Тут одновременно выступили два либерала по одной теме - я имею в виду тему сотрудничества с властью. Только они выступили с разных площадок. Михаил Ходорковский - из читинской центральной тюрьмы, а Леонид Гозман, полагаю, из светлого офисного помещения в Москве либо Петербурге. Находясь в столь разительно непохожих жизненных ситуациях, оба - и Ходорковский, и Гозман - согласно утверждают, что либералы и демократы могут и должны сотрудничать с Кремлем. И вообще, мол, все оппозиционеры должны не отказываться сотрудничать.

Я не стану утяжелять свой текст цитатами. Желающие могут найти высказывания МБХ в октябрьском номере журнала Esquire, а уж высказываний Гозмана хоть пруд пруди в веселом мире Интернета. Они общедоступны.

Даже оставляя в стороне моральную сторону проблемы, неловкость сотрудничества с насильниками, с теми, кто держит в тюрьмах и лагерях моих товарищей нацболов, да и самого Михаила Борисовича... Предположим, мы преодолели отвращение ко всем к ним, а все равно останется неразрешимая проблема. Какая?

Очень простая. Власти не нужны сотрудники, сторонники и помощники. Ей нужны только слуги, лакеи то есть. "Она", "власть", "Кремль" опирается не на общество, а на МВД, ФСБ, Генпрокуратуру и суды. Ей даже подчиненная раболепная Дума в сущности не нужна. Как председатель ликвидированной, незарегистрированной, запрещенной и репрессированной партии, как лидер с пятнадцатилетним стажем в политике, я это понял давным-давно, еще в начале первого срока г-на Путина.

Если Михаил Ходорковский, изолированный от общества уже пять лет, честно и наивно ошибается, думая о системе власти Путина лучше, светлее, с надеждой, понятной для человека, находящегося в стенах тюрьмы, то господин Гозман притворяется шлангом. Ему просто стыдно опуститься так низко, чтобы из остатков его партии, как из конструктора, кремлевские дяди (смешав их с деталями из других "партий") собирали не то политическое пугало, не то политическое чудовище. Вот Гозман и бормочет что-то о здравом смысле, о том, что людям в регионах некуда деваться. Ой, бедные СПСовцы, которых на всей территории России пара сотен наберется!

6 ноября исполняется 10 лет со дня первого отказа в регистрации Национал-большевистской партии. Всего их было пять. Последний мы получили в январе 2006 года. Мы честно и порядочно хотели участвовать в политической жизни страны и для этого создали (снизу!) общероссийскую политическую организацию. На это у нас ушло пять лет с 1993 по 1998-й, у нас не было денег Чубайса, потому пять лет. Мы, естественно, обращались в Министерство юстиции со стандартным уставом, а программу вообще не нужно было представлять, так что нам отказывали не на основании упреков в экстремизме (мы тогда еще даже не проводили акций прямого действия), но лишь под надуманными предлогами. Бесчестно.

Основную роль в том первом отказе сыграл господин Крашенинников, тогда министр и член СПС. Мы ему просто не нравились, поскольку наши верования были противоположны его либерализму. И вот через десять лет партия г-на Крашенинникова пошла в переплавку, сам он уцелел, пристал к "Единой России". Поневоле вспоминается анекдот об умирающем старом армянине, который завещает детям беречь евреев. "Почему, папа?" - восклицают дети. "Их перебьют - за нас возьмутся", - отвечает старик.

Надо было беречь нацболов. Сломав через колено всех вас, господа либералы, власть вовсе в вас не нуждается. С чего вы взяли, что она будет согласна, чтобы вы с ней сотрудничали? Какие вы увидели знаки на небесах или на стене читинской тюрьмы, Михаил Борисович, где знаки, что она хочет? У нее нет нужды в вас.

Все режимы на постсоветском пространстве (исключая прибалтийские страны, которые, имея демократию, все же грешат апартеидом) устроены однообразно. Власть там покоится на МВД, спецслужбах, судах и прокуратурах, а не на поддержке общества. Это от Туркменистана до Белоруссии. Чуть отличается от них Украина. Российский режим - самый ярко выраженный, отличается еще иезуитской изобретательностью в области политического подлога. О каком сотрудничестве может идти речь?! Вам даже бутылки с минеральной водой не доверят открывать на их съездах. "Надо сотрудничать..." Ну идите, просите, пусть дадут вам открывалки...

Как будто и не было двух сроков Путина, как будто не он мрачно сидит в Белом доме! Сотрудничать собрались, надо же! Может, вы еще и на выборы нацелились?

Михаилу Борисовичу простительно: пять лет в тюрьме, хочется лучик хотя бы надежды. Но вы, г-н Гозман, - о каком сотрудничестве вы говорите?! Над вами издеваются, даже не тонко и изощренно, но грубо и хамски. Собираются демократы на (ненужный) съезд 13 декабря. Ах так, вот вам упреждающий удар по СПС. До свиданья, Белых. Хряп! А вот вам и третья альтернативная демократическая группа: (безнадежный) Горбачев и Лебедев. Собирайте съезд!

Кто там будет 13 декабря? Илларионов заглянет из Америки? Немцов станет мешать Каспарову и подрывать его репутацию даже только тем, что будет запечатлен рядом с ним на фотографиях. Я, кстати, перестаю понимать своего союзника Каспарова: зачем плодить неработающие организации? Заведомо правильнее бросить все силы на одну, самую перспективную, а таковой является самая широкая оппозиционная коалиция. Зачем отвлекаться на тусовку ужасающе непопулярных и одиноких либералов, как бы они ни махали после драки кулаками?

На меня и моих сторонников все последние годы (вместе с приязнью части демократов) обрушивалась ревность и критика "демократического лагеря". Последняя порция излилась на нас по поводу нашей позиции по войне с Грузией. Как можно с этим Лимоновым по одну сторону баррикады?! Слушайте, а где ваша баррикада? В Интернете? А с Лимоновым быть сегодня выгодно: на одном фото быть выгодно, если вы ищете приязни народа. Нацболы популярны, и Лимонов популярен, с нами стоять - очков прибавите, с Немцовым стоять - хуже этого только с Гайдаром.

Мы недовольны нашими союзниками. Я и мои сторонники недовольны бездействием Национальной ассамблеи, тем, что она фактически устранилась от собственно политической деятельности. Мы обратились к рядовым депутатам Национальной ассамблеи - а их около семисот по всей России - с призывом проголосовать за переформатирование Ассамблеи. Мы предлагаем создать в Ассамблее политические фракции. Их руководители будут избраны прямым голосованием. Из числа руководителей фракций Национальная ассамблея изберет спикера и вице-спикеров. Руководство станет компактным и потому, надеемся, эффективным.

Мы предлагаем Ассамблее избрать новый курс политической борьбы. Мы надеемся, что депутаты, в особенности депутаты из регионов, нас поддержат. Дальнейшее затухание Национальной ассамблеи допустить невозможно. Сделать Ассамблею работающей трудно, но возможно.

А все упования на милость власти нужно оставить раз и навсегда. Сколько еще нужно доказательств, что власть никого не хочет, никого не зовет, а напротив, уничтожает все политически живое? Выборов не будет для вас, господа. Даже в муниципальную власть вас не пустят. Не нужны. И открывалок в руки не дадут.

Кремль глумлив. Я помню, как-то давно я попал в полицейский участок в Париже. Я потребовал позвонить моему адвокату. "Адвокату?" - спросил огромный полицейский за конторкой. Он встал, выдернул телефонный шнур из розетки и, стукнув телефоном, поставил его на конторку передо мной. "На, звони своему адвокату!"

Кремль глумится, как тот полицейский. Нас, нацболов, он хотя бы просто ненавидит. Где ваше достоинство, господа?

Эдуард Лимонов, 07.10.2008