статья Снятие КПРФ с выборов: мнения экспертов

Анна Карпюк, 24.01.2007
Геннадий Зюганов. Фото с сайта www.profile.ru

Геннадий Зюганов. Фото с сайта www.profile.ru

КПРФ впервые снимают с парламентских выборов в двух регионах - Дагестане и Тюменской области. Коммунисты считают, что Кремль таким образом расчищает место для "Справедливой России". Ситуацию комментируют пресс-секретарь компартии Олег Куликов и политологи Сергей Марков, Николай Петров и Марк Урнов.

Олег Куликов, секретарь ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе:

В Дагестане и в Тюменской области ситуации различные. В Дагестане в избирательное законодательство заранее была введена норма, которая позволяет легко снимать любую партию с избирательной гонки, то есть просто не регистрировать ее. Выборы в Дагестане проходят только по партийным спискам (таких регионов в России только три - еще Московская область и Петербург). По республиканскому закону нужно, чтобы в списке кандидатов были представлены все 53 региональные группы, соответствующие районам и городам, – иначе партия автоматически снимается с выборов.

Вы сами понимаете, что в условиях Дагестана добиться, чтобы три человека сняли свои кандидатуры, достаточно просто. Там сложная социально-политическая обстановка: безработица, похищения, терроризм, бандитизм и все что угодно. Соответствующую работу провели с тремя кандидатами из одной нашей региональной группы – они написали заявления о выходе из списка. На этом основании избирком Дагестана подготовил заключение о том, чтобы не регистрировать партию КПРФ. Впоследствии один из отказавшихся кандидатов пытался забрать свое заявление о выходе из списка, но суд все равно не стал регистрировать эту группу.

Был заказ на то, чтобы нас не регистрировать, и нас не зарегистрировали. По федеральному законодательству мы не обязаны подавать список в каждую региональную группу - допускается, что в ходе избирательной гонки до 50 процентов списка могут "уходить" по разным причинам. А тут всего лишь 2 процента - и партия снимается.

Решение по списку КПРФ будет оглашено на завтрашнем заседании дагестанского избиркома. Отказ в регистрации получит, видимо, и ЛДПР. СПС получил такой отказ уже в пятницу. К тому же человек, шедший в списке СПС под первым номером, пропал, а его машина была найдена сожженной в лесу.

В Тюменской области ситуация проще. Мы подали список из 16 кандидатов, и к девяти из них были были предъявлены претензии за то, что они не полностью указали сведения о себе. Например, банк, в котором кандидат имеет счет, назван, а адреса нет. Или доход указан, а источник не указан. Возможно, наши товарищи действительно отнеслись к заполнению документов недостаточно серьезно. Но, опять же, по федеральному законодательству неполнота сведений о доходах и имуществе не является основанием для снятия кандидата. В Тюмени мы опять имеем дело с несоответствием регионального и федерального законодательства.

В субботу в Тюмени мы проводим новую партийную конференцию. У нас еще есть время для подачи нового списка кандидатов. Думаю, что мы зарегистрируемся. Мы уже отправили юридическую группу, чтобы она проконтролировала полную чистоту подачи документов. По Дагестану, я думаю, мы подадим иск в Верховный суд, когда нам представят заключение изберкома. Я полагаю, что Центризбирком встанет на нашу сторону, так как он обязан контролировать чистоту проведения избирательных компаний в регионах.

Я считаю, что здесь имеет место политический заказ властей. Власть хочет получить полностью лояльные и подконтрольные региональные парламенты, поэтому она упорно проталкивала в наш список своих представителей. Нам угрожали, и вот теперь угрозы выполняются. Но я считаю, что мы правильно поступали: оппозиционная партия должна быть последовательна, должна быть оппозиционной и не вступать ни в какие сговоры с властью.

Сергей Марков, директор Института политических исследований:

Это снятие является проявлением чрезмерной активности местной бюрократии, которая расчищает место, но не для "Единой России", а для конкретных региональных чиновников. Дагестан и Тюменская область – это регионы, в которых традиционно сильны позиции компартии. Депутаты от КПРФ отобрали бы ряд мест у региональных чиновников. При том, что в этих регионах достаточно сильны коррупционные связи.

Должно быть, какие-то места были, что называется, проданы заранее, а коммунисты своим присутствием "уменьшают рынок", стоят на пути у коррупционеров. Я думаю, что проблема связана с этим. Не с тем, чтобы нанести политическое поражение компартии и помочь "Единой России", а с тем, чтобы расширить рынок продажи депутатских мест.

Николай Петров, руководитель Центра политико-географических исследований, член научного совета Московского Центра Карнеги:

Глядя на то, как и кого последовательно снимали на разных выборах, можно понять, что сейчас КПРФ – это, с одной стороны, довольно слабый противник, не имеющий возможности мобилизовать электоральный протест в свою защиту, а с другой стороны, довольно завидный куш, на который могут рассчитывать кремлевские проекты - "Справедливая Россия" и "Патриоты России".

Мне кажется, что это совершенно последовательная линия: то, что делали с "Родиной" и с "Яблоком" на прошлых выборах, сейчас будут делать с КПРФ. Это просто завершение процесса удаления всех, даже зависимых, даже лояльных, но все-таки относительно независимых и самостоятельно возникших политических сил с политической арены и замена их абсолютно послушными кремлевскими проектами.

Марк Урнов, председатель Фонда аналитических программ "Экспертиза":

Совершенно очевидно, что из федерального центра идет импульс на расчистку поля для "Справедливой России". По социальной нагруженности лозунгов "Справедливой России" становится понятно, что эта партия претендует на коммунистический электорат.

Другое дело, что среди тех, кто голосует за коммунистов, подвижного электората, то есть тех, кто в отсутствие коммунистов будет голосовать за кого-то другого, не так уж много. Люди голосуют за коммунистов как за символ. Среди электората КПРФ высок процент пожилых людей, традиционно голосующих за коммунистов как за оппозицию всему режиму.

Появление партии, очевидно лояльной к существующей ситуации в стране, но с социальными лозунгами, кого-то, наверное, и отманит, но это не будет мощный переток коммунистического электората. Скорее значительная часть коммунистического электората просто не пойдет на выборы.

Анна Карпюк, 24.01.2007


новость Новости по теме