статья Дело пестрых

Андрей Колесников, 28.08.2003
Фото с сайта www.chronicle.ru

Фото с сайта www.chronicle.ru

Коалиция народно-патриотических сил, возглавляемая самостоятельно стартовавшим в предвыборной гонке Сергеем Глазьевым, пополняется новыми участниками. К 16 подписантам соглашения о совместной деятельности "патриотов" присоединились еще четыре организации: "Союз православных граждан" теперь соседствует с Федеральной лезгинской национально-культурной автономией. Блок Глазьева теперь можно назвать самой эклектичной в мире коалицией. Такое случается только перед выборами.

Сочетание кавказофобов и кавказцев - не единственный сюрприз. Человек по фамилии Гуревич, управляющий неким "Социально-либеральным объединением", обнаружил в себе много общего с руководителями партии "За Русь Святую", которая, судя по названию, в штатной, то есть не предвыборной ситуации никогда бы за один стол со всякими там Гуревичами не села. Респектабилизирующийся Александр Дугин, заразивший своей страстью к геополитике теперь уже не только национал-патриотические издания, но и вполне цивилизованные газеты, соседствует с бывшим "яблочником" Вячеславом Игруновым, которому, вероятно, и в самом деле некуда было приткнуться.

Впрочем, программные объединительные идеологемы (или мифологемы, как кому удобнее), придуманные Глазьевым, устроят любого – и фашиствующего националиста, и диссидентствующего социал-демократа. Кто же будет выступать против социальной ответственности государственной власти? А уж как привлекательна новая версия старой идеи "отнять и поделить", на этот раз выступающая в белых одеждах изъятия природной ренты! Про "мобилизацию ресурсов" и вовсе говорит сам президент...

Блок только сформирован, и социологические замеры пока не производились. Однако можно предположить, что по крайней мере до середины осени популярность новой коалиции будет гулять вокруг 1 процента (как у Народной партии приблизительно). В текущем политическом цикле конкурировать с брэндом КПРФ не смогут даже столь перспективные политики "патриотического" толка, как Сергей Глазьев. Для него это явный фальстарт. Да и сам экономический идеолог левых и националистов побаивается поражения, а потому баллотируется в Думу по одномандатному Подольскому округу, где много столь любимых им "наукоемких" предприятий советского типа. Здесь Сергею Юрьевичу успех гарантирован, потому что личная харизма у него есть. Чего не скажешь о коллективной харизме коалиции. Верхушечная часть блока Глазьева состоит из представителей советской номенклатуры. Комсомольской – в лице хамоватого бывшего сотрудника Комитета молодежных организаций Дмитрия Рогозина, у которого плохо получается пародировать Жириновского. Военной – в образе классического советского военнослужащего со страшными глазами и зычным голосом Георгия Шпака. Банковской, персонифицированной в любителе внезапного обмена купюр и соавторе "черного вторника" 1994 года Викторе Геращенко. Электоральная привлекательность подобного рода комбинации из трех политических пальцев, наскоро присобаченных к Сергею Глазьеву, несколько сомнительна.

Не говоря уже о том, что Геннадий Зюганов выбрал единственно верную стратегию опорочивания конкурентов: он упирает на то, что вся эта затея срежиссирована Кремлем, а именно Александром Волошиным и Владиславом Сурковым. Едва ли в "профильном" электорате найдутся люди, которые ему не поверят.

Что же касается Сергея Глазьева, то несмотря на фальстарт, спровоцированный гипертрофированной верой в собственные политические перспективы, он безусловно останется в политике. И в следующем электоральном цикле будет претендовать на то, чтобы возглавить уже биологически выдыхающееся коммунистическое движение. Если, конечно, "народно-патриотические силы" не провалятся на выборах с совсем уж громким треском.

Андрей Колесников, 28.08.2003


новость Новости по теме